Теаизоляция

Разговоры онлайн

Все началось, как это часто бывает, – с общей боли. Две мамы, запертые с детьми в самоизоляции, жаловались друг другу, что если на работу, организацию быта и дистанционного обучения сил еще как-то хватает, то на досуг их совсем нет.

Они обсудили огромное количество онлайн-трансляций детских спектаклей и пришли к выводу, что театр, снятый на видео, совсем не радует. Наверное потому, что все это записи, которые совершенно не учитывают настроений и запросов сегодняшнего дня. Мамы поговорили про множество онлайн-лекций и грустно констатировали, что самообразовываться с детьми в рамках самоизоляции как-то не получается. И развивать детей, у которых из-за перевода на дистанционное обучение сейчас явный перебор с сидением перед монитором, тоже не выходит. Погрустили и задумались. И так как, по случаю, обе мамы оказались театральными практиками, то закономерным итогом их совместного горевания стала организация вебинара на тему “Театры для детей: чем мы можем быть полезны родителям в условиях карантина?” – СТД и портал “Недоросль” провели его 14 апреля.

Мам звали Юлия Юдина (начальник информационно-аналитического отдела СТД РФ и мама Тони) и Катерина Антонова (шеф-редактор портала “Недоросль” и мама Лиды, Маши и Бори). Чуть позже к ним присоединился главный специалист кабинета театров кукол и театров для детей СТД Алексей Гончаренко. Круг вопросов вебинара сформулировали так: “Как сейчас, в условиях карантина, театры для детей могут быть полезны своим главным потребителям – родителям разновозрастных детей, в нормальное время покупающим билеты? Предложений сейчас, казалось бы, много, даже слишком, но отвечают ли они реальному запросу аудитории? Что еще, вместо уже нахоженных онлайн-троп, может оказаться действительно нужным родителям и детям, лишенным сейчас возможности прийти в театральный зал?”.

Для участия в вебинаре было решено пригласить руководителей и менеджеров тех театров, которые, помимо трансляций, предлагают в онлайне свою программу. Программу творческую и отвечающую чаяниям большинства родителей: когда маме или папе надо только подключиться, а потом можно смело пойти отдохнуть хотя бы минут на пятнадцать, оставив детей у компьютеров.

Придумали привлечь к разговору не только театральных людей, но и специалистов из смежных областей, работающих в музеях, литературных студиях, детских издательствах. По роду деятельности эти организации отличаются от детского театра, но по своей целевой аудитории абсолютно совпадают с ним, так что их карантинные наработки могут оказаться полезными для профессионального театрального сообщества. Поэтому спикерами вебинара стали pr-директор издательства “Самокат” Мария Орлова, руководитель Детского центра Музея Москвы Юлия Григорьева, заместитель директора Гослитмузея и основатель проекта “Арка Марка” Ксения Белькевич, а также директора театров – Софья Апфельбаум (РАМТ), Юлия Чурилова (“Первый театр” Новосибирска), Анастасия Постникова (Няганский ТЮЗ), Анна Павинская и ее заместитель Олеся Кренская (Петербургский театр Karlsson Haus), руководитель образовательных программ и работы с аудиторией МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Алиса Спирина, вице-президент РЦ АССИТЕЖ, шеф-координатор фестиваля “Царь-сказка” и один из руководителей новгородского театра для детей “Малый” Татьяна Боброва и пресс-секретарь Московского театра кукол Анна Казарина.

Каждого спикера просили быть максимально конкретным и делиться лайфхаками, идеями и сомнениями, возникающими в эпоху карантина, чтобы в итоге вебинар не превратился в парад самопрезентаций, а стал честным и конструктивным профессиональным разговором.

К счастью, так и получилось, в чем можно убедиться, посмотрев запись этой онлайн-конференции в интернете. Поэтому здесь, в тексте, не будем пересказывать, о чем говорили спикеры. Обратим внимание на три темы, доминировавшие в выступлениях как наиболее важные и полезные в сегодняшней ситуации.

Первая – просветительская миссия театров для детей, последние десятилетия почти позабытая или же воспринимаемая ими самими как нагрузка к основной деятельности (показу спектаклей), сегодня вышла на первый план. Ведь занятия, лекции и мастер-классы намного легче переводятся в онлайн-формат, чем спектакли, и, соответственно, лучше воспринимаются аудиторией. Участники вебинара говорили об увеличении спроса на все свои образовательные проекты и о том, каких новых навыков требует от сотрудников переход детских студий в интернет. Даже самых опытных педагогов надо вдохновлять и поддерживать – тогда шанс на то, что их интернет-уроки будут успешными, увеличивается в разы. Очевидно, что для удачного проведения таких уроков необходим модератор – человек, следящий за технической стороной дела и дающий возможность педагогу заниматься своей прямой работой, а не выставлением настроек микрофона и наушников параллельно с объяснением материала и общением с учениками. Особенно полезным было сообщение Юлии Григорьевой, поделившейся таким количеством лайфхаков, что стоило бы наработки Детского центра Музея Москвы издать как методичку.

Второй важной темой стала реальная, а не мнимая забота о своих зрителях. И здесь всеобщим фаворитом оказался проект, осуществленный Молодежным драматическим “Первым театром”. Идея Юлии Чуриловой и ее команды проста и гениальна, как велосипед. Называется эта история “Театр в помощь маме” и заключается в следующем: в определенное, заранее обговоренное, время артист делает аудио– или даже видеозвонок ребенку по WhatsApp и читает ему одну из книг, предоставленных для проекта издательством “Самокат”. Чем идея прекрасна? – Тем, что в ней сохранено чудо театра (телефонный спектакль происходит в реальном времени, для конкретного зрителя с его возрастом/настроением/темпераментом, и не может быть повторен, ведь он играется “вживую”). Тем, что в основе этой идеи – реальная забота о маме: “Иди отдохни, – как будто говорят ей, – а мы займем ребенка минут на 20. После сказки поговорим с ним и сделаем так, что он будет радостным и довольным после нашего общения”. Ну и, наконец, потому что этот проект бесплатен для зрителей, что в условиях длительной самоизоляции бесценно.

Третью мысль, ставшую краеугольной для вебинара, высказала Софья Апфельбаум, и звучала она так: “Иногда лучше не сделать, не показать, не выпустить в онлайн, чем сделать, но плохо”. Софья Апфельбаум рассказала, что театр отказался от трансляции записи спектакля “Черная курица”, потому что счел ее не отражающей суть и специфику постановки. Эту мысль можно распространить и дальше. В ситуации очевидного перебора трансляций, встреч, концертов порой разумнее пропустить ход, чем утонуть в хоре не всегда качественно записанных и переданных голосов. Просто промолчать, не сотрясая бессмысленно воздух.

Так как, судя по всему, временная дистанция нам всем предстоит долгая (театры, понятно, в мае не откроются), принципиально важно сегодня думать о том, насколько нам удается быть интересными детям и полезными родителям именно сейчас. Если коэффициент полезности окажется высоким, то зрители гарантированно вернутся в зал после отмены карантина.

Катерина АНТОНОВА

«Экран и сцена»
№ 9 за 2020 год.