Университет Бородина

Фото предоставлено театром
Фото предоставлено театром

В книге «Семейные хроники», изданной ровно двадцать лет назад, собраны воспоминания членов семьи и тех друзей дома, жизнь которых сложилась во многом под влиянием атмосферы «Университета Бородиных». Это определение придумал ученый, профессор Роман Шаталов. Старшее поколение Бородиных передавало детям и их окружению те качества, умения и навыки, что помогли молодым стать воистину культурными людьми. Без сомнения, уникальность миссии Российского Академического Молодежного театра во многом родственна постулатам духовного наследства, полученным его художественным руководителем Алексеем Владимировичем Бородиным еще в юные годы.

РАМТ во главе с Бородиным (4 декабря исполняется ровно сорок лет его руководства) можно, без всякого преувеличения, назвать университетом с четко выверенной этической и просветительской программой.

Она касается всего. И репертуара, в нем не встретишь случайных пьес-однодневок. Классика и современная драматургия, инсценировки прозы всегда содержательны, дают пищу для ума, развивают историческое мышление, будят воображение. И великолепной труппы, постоянно обновляющейся благодаря новым ученикам Алексея Владимировича. Как сказала одна из лучших актрис и учениц Мастера Татьяна Матюхова, «Он знает, что на нас можно положиться». В этих словах – суть педагогики Бородина: он учит не только мастерству, но и честному, самоотверженному отношению к делу.

Создатель таких значительных постановок, как «Отверженные», «Король Лир», «Береника», «Дневник Анны Франк», «Наш городок» и, конечно, многочасовая трилогия «Берег Утопии» (весь список оглашать не будем), Бородин никогда не был монополистом. Именно поэтому у молодых режиссеров появлялась возможность поставить в РАМТе заметные, важные в их судьбе, спектакли. Такие, как «Победа над солнцем» и «Снегурочка» Александра Пономарева, «Роман с кокаином» Олега Рыбкина, «Ничья длится мгновение» и «Будденброки» Миндаугаса Карбаускиса. Удачен оказался совместный проект РАМТа вместе с выпускниками Сергея Женовача «Молодые режиссеры – детям». Его участники продолжили свою дружбу с театром Бородина. Пример тому недавние премьеры – «Карамора» и «Метель» Александра Хухлина и «Черная курица» Екатерины Половцевой.

Мы знаем множество театров, где талантливый режиссер, приглашенный на разовую постановку, теряется, тратит огромные силы на попытки обрести общий язык с труппой. В РАМТе его ждет совсем иная атмосфера. Артисты готовы самозабвенно работать, вместе искать, экспериментировать.

Алексей Владимирович Бородин – первый из худруков, кто загодя стал готовить смену. В 2018 году он назначил Егора Перегудова (чей дебют также состоялся в РАМТе) на должность главного режиссера театра.

Важнейшее качество нашего юбиляра – высокая культура. Слово это от бесконечного повторения тускнеет, теряет свой смысл. Напомним слова М.М.Пришвина: «Суть культуры в творчестве понимания и связи между людьми». Именно как творчество понимания между режиссером и актерами, артистами и зрителями, чувствует и транслирует свое кредо Алексей Владимирович Бородин. С юбилеем!

Редакция «ЭС»

«Экран и сцена»
4 января 2020 года.

Print Friendly, PDF & Email