Актуальное состояние

9-16 июня. Сочи. 30-й Открытый российский кинофестиваль.

Егор Баринов и Кристина Шнайдер в фильме “Однажды в Трубчевске”

Егор Баринов и Кристина Шнайдер в фильме “Однажды в Трубчевске”

“Кинотавру” – 30 лет. Напомним – все началось в 1990-м, с “Фестиваля некупленных фильмов” в Подольске, устроенного мало кому тогда известным Марком Рудинштейном. И понеслось – аж до Сочи, где в 1991-м и обосновался Открытый российский кинофестиваль.

Когда Марк Григорьевич затевал первую у нас частную кинофестивальную инициативу, кино находилось не просто в кризисе – от него потягивало неким безумием. Многие годы “Кинотавр” представлял собой своеобразную историю его болезни. Температура то поднималась, то резко падала. С течением времени фестиваль перестал быть просто фестивалем. Он стал нашим общим делом. Он многие годы пытался утвердить: кино у нас есть и будет.

В 2005-м Марк Рудинштейн передал “Кинотавр” в другие руки. Президент теперь Александр Роднянский. Изменился и сам “Кинотавр”; его организаторами он позиционируется как “главный национальный кинофестиваль России, полноценная независимая площадка для российского кинематографа, которая, неизменно оставаясь на территории искусства, ежегодно представляет срез самого актуального, яркого и талантливого кино, от авторского и экспериментального до жанрового и зрительского”.

На пресс-конференции по поводу нынешнего “Кинотавра” Александр Роднянский подчеркнул, что он, “Кинотавр”, зафиксирует актуальное состояние российской киножизни.

В основном конкурсе пятнадцать фильмов, зафиксировавших это самое “актуальное состояние” (любопытно, что героини двух – гинекологи). Шесть картин – полнометражные дебюты: “Мальчик русский” Александра Золотухина (выпускника мастерской Александра Сокурова), “Люби их всех” Марии Агранович (героиня – привлекательная молодая женщина, разводящая мужчин), “Куратор” Петра Левченко (у него есть две успешные короткометражки – “Мост” и “Машина”), “Давай разведемся” Анны Пармас (соавтора сценариев фильмов Авдотьи Смирновой “Два дня”, “Кококо”, “История одного назначения”), “Sheena667” Григория Добрыгина (снялся у Алексея Попогребского в “Как я провел этим летом” и получил награду Берлинале), “Бык” Бориса Акопова – возвращение в 90-е, которые, как оказалось, еще не до конца осознаны отечественным кинематографом.

Наконец-то после перерыва вернулись в кино Лариса Садилова (“Однажды в Трубчевске”) и Валерия Гай Германика (“Мысленный волк” по сценарию Юрия Арабова с Юлией Высоцкой в главной роли). А еще в конкурсе – “Керосин” Юсупа Разыкова, “Сторож” Юрия Быкова, “Верность” Нигины Сайфуллаевой, “Гроза” Григория Константинопольского, “Выше неба” Оксаны Карас, “Большая поэзия” Александра Лунгина, “Троица”, очередной опус (после “Ню”) оригиналки Ян Гэ.

Фильм открытия и фильм закрытия – тоже возвращение в не столь далекое прошлое. “Одесса” Валерия Тодоровского – лето 1970-го, когда город накрыла эпидемия холеры и приехавшие сюда герои стали “невыездными”; “Француз” Андрея Смирнова (среди продюсеров – Валерий Тодоровский) – год 1957-й, оттепель, переплетение историй, отношений, судеб.

В жюри основного конкурса актер и режиссер Константин Хабенский (председатель), актриса Анна Чиповская, режиссеры Наталия Мещанинова и Резо Гигинеишвили, киновед Анжелика Артюх, оператор Алишер Хамидходжаев, композитор Алексей Айги. В жюри конкурса “Кинотавр. Короткий метр” актриса, продюсер Анна Михалкова (председатель), сценаристы и режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов, актер Александр Паль, писатель Михаил Зыгарь.

В коротком метре – 26 работ. Среди конкурсантов режиссеры, чьи имена уже на слуху, заслужившие награды и авторитет: Елизавета Стишова (“@Жених”), Михаил Местецкий (“Одна историческая ошибка”), Иван И.Твердовский (“Мирная жизнь”).

Специальное событие “Кинотавра” – показ “Дылды” Кантемира Балагова, включенной в программу “Особый взгляд” нынешнего Каннского кинофестиваля и получившей приз за режиссуру и приз ФИПРЕССИ.

Деловая программа – это форум российских киношкол и представление незавершенных кинопроектов с целью найти инвесторов. В этот раз будет представлено шесть проектов, один из них – “Последняя милая Болгария” Алексея Федорченко (“Овсянки”, “Война Анны”).

Почетный приз “Кинотавра” с формулировкой “За свободу духа и твердость убеждений” получит режиссер Сергей Соловьев, свободный духом и твердый в убеждениях.

Алена ДМИТРИЕВА

«Экран и сцена»
№ 10 за 2019 год.

Print Friendly, PDF & Email