Танец Нуриева

• Афиша выставки на КаприВ этом году Рудольфу Нуриеву – легенде мирового балета – исполнилось бы 75. Он ушел из жизни 20 лет назад. 1 марта в ГЦТМ имени А.А.Бахрушина открылась выставка “Нуриев – танец”. Она осуществлялась как совместный проект с Фондом Черномырдина. Дмитрий Родионов, генеральный директор, признался, что с радостью принял предложение Фонда в организации экспозиции, куда вошли уникальные материалы из коллекции Бахрушинского музея. “Эскизы декораций, в которых танцевал Нуриев, очень хрупкие. Это исключительный случай, когда они экспонируются”.
Выставка необычна тем, что она передвижная, или “сетевая”, как называет ее куратор Елена Лебедева. Летом экспозиция побывала на острове Капри (оттуда до острова Нуриева, как принято называть островок Галли, рукой подать).
Российский тур начинается в Москве, продолжится в Мариинском театре Санкт-Петербурга (экспонаты музея Мариинки, также как Петербургского музея театрального и музыкального искусства, составляют часть выставки), затем переедет в Уфу и в Казань.
“Каждое площадка вносит что-то свое, то, что связано с именем Рудольфа Нуриева. Но специфика выставки – рассказ о его творчестве. Оно нематериально. Когда мы начали готовить проект, перед нами возник вопрос: как сделать его нестандартно. Выставок, посвященных великому танцовщику, было много, и все они строились по одному принципу: фотографии, костюмы, балетная обувь (истоптанные “балетки” могут много сказать об огромном труде танцовщика). И все же искусство танца мимолетно, и неслучайно Нуриев, его окружение пытались снять на пленку разные этапы работы, которые позволяли бы зафиксировать танец. Нам хотелось показать, как мы сегодня воспринимаем его творчество. Казалось бы, мы знаем о Нуриеве все: он был невероятно популярен, потрясающе работоспособен (был год, когда он станцевал 300 спектаклей), он не только гениальный танцовщик, но и гениальный менеджер.
Но вот как писать его фамилию: Нуреев или Нуриев? В советском паспорте он был Нуреев. Когда немолодой, уже больной танцовщик приезжал в Казань и Уфу, ему задали этот вопрос. Он ответил: “Во всем мире я известен как Нуриев”, – рассказывала на вернисаже Елена Лебедева.
Специально для выставки был проведен открытый конкурс, в котором приняли участие молодые художники из Московской художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова, Университета печати “Полиграф”, ряд дизайнеров из Оренбурга. Лучшие работы представлены в экспозиции. Сама идея подвигнуть молодежь на осмысление образа Артиста минувшей эпохи очень плодотворна. Разными путями шли художники к цели, одни пытались передать характерные линии танца Нуриева, другие размышляли над его извилистой, сложной судьбой, где были отчаянные, трагические моменты и блистательные триумфы, бедность и богатство, унижение и всемирное признание, одиночество и спасительное, счастливое партнерство…• Е.ЯКУШКИНА. Коллаж
Бахрушинский музей расположил выставку в Шаляпинском зале. Думается, вовсе не случайно. Конечно, Федора Шаляпина и Рудольфа Нуриева разделяет эпоха, но и через 40 лет в Советском Союзе артист, не желающий подчиняться власти и осмеливающийся стать гражданином мира, считался отщепенцем, предателем родины. Разумеется, Федор Иванович официально “уехал на гастроли” на том самом пароходе, что позже войдет в историю как “философский” (спустя несколько месяцев после отъезда Шаляпина пароход “Oberbuergermeister Hakken” увезет из страны цвет русской интеллигенции). Однако разрешение не избавило певца от шельмования и оскорблений. Как и Шаляпина, Нуриева пытались вернуть на родину, используя родных и близких.
Если продолжать сравнение, можно вспомнить, что и Шаляпин, и Нуриев жили в Париже на широкую ногу. Многие описывали дом певца на авеню Д’Эйло, его квартиру, полную дорогой мебели, великолепных картин. У Нуриева также была уникальная коллекция живописи. Он многим помогал (и это тоже роднило его с Шаляпиным), в частности, коллегам по Кировскому театру.
Великого танцовщика сравнивали с Вацлавом Нижинским (в его репертуаре были Петрушка, Фавн, Дух цветка из “Видения розы”). Нуриев – продолжатель традиций “Русских балетов”, Дягилевских сезонов, в которых участвовал Шаляпин. Кстати, особняк на острове, о котором уже шла речь, принадлежал когда-то знаменитому танцовщику и хореографу “Русских балетов” Леониду Мясину.
В начале экспозиции мы видим инсталляцию: на фоне декорации Симона Вирсаладзе бесплотный силуэт Нуриева-Солора в “Баядерке”. Рядом изумительный эскиз к “Дон Кихоту” кисти Константина Коровина. Впервые в этом балете Нуриев выступил в Кировском (Мариинском) театре. Напомним, что в 1966-м Нуриев ставил “Дон Кихота” в Вене, позднее его австралийская версия была экранизирована. Сам он неизменно выступал в роли Базиля.
Эскиз костюма Ферхада, выполненный Вирсаладзе, к балету “Легенда о любви” напомнит о так и не сбывшейся мечте. Нуриев готовился танцевать в “Легенде” Юрия Григоровича. В тот роковой приезд Кировского балета в Париж он покупал ткани для своего будущего костюма. Но эти ткани, также как коллекция туфель и трико в чемодане артиста, улетели в Лондон, а сам танцовщик был вынужден попросить политического убежища во Франции. За плохое поведение (несанкционированные встречи с парижскими друзьями) ему грозило наказание. Как писал Нуриев в своей автобиографии: “Я понимал, что больше никогда не окажусь заграницей. Навсегда потеряю место ведущего танцовщика. Я был обречен на полную безвестность. Для меня это было равносильно самоубийству”. Я всегда грезил покувыркаться сразу с двумя красотками. К сожалению, встретиться с согласными девочками пока не посчастливилось. Я задумал поступать иначе: искать путан в интернете. Почти сразу оказался у проституток . Москвы на странице http://prostitutki.bet/ . Множество малышек регистрируют тут личные горячие фотографии и рассказывают о грязных фантазиях: одни жаждут грубого доминирования, другие обожают брать в рот, а третьи выбирают аккуратные массажи и классику.
История показала, что он поступил правильно. Пройдет время, и Кировский театр потеряет Наталью Макарову, Михаила Барышникова. Лучших из молодых.
Один из разделов выставки посвящен “великим дуэтам”. Огромна роль в судьбе Нуриева балерины Марго Фонтейн. Но ведь и Нуриев помог партнерше пережить вторую молодость. Специально для них Фредерик Аштон поставил балет “Маргарита и Арман”, имевший колоссальный успех. Партнершей Нуриева была звезда французского балета Иветт Шовире. Именно Нуриев, ставший во главе балетной труппы Гранд Опера, открыл талант Сильви Гиллем. В его спектаклях она танцевала Золушку, Джульетту, Китри. Когда в Лондоне отмечалось 50-летие Нуриева, он с Сильви выступил в Гала-представлении в “Жизели”.
Жизнь оборвалась в 1993 году. Рудольф похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.
Равного ему танцовщика пока не родилось. Как говорила замечательная балерина Алла Осипенко в одном из интервью: “Может, в технике кто-то и превосходит его, но нет такой личности, какой был Рудик. Многогранной, ищущей, сильной. Он подчинил себе весь мир”.
 
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена» № 4 за 2013 год.

Print Friendly, PDF & Email