Создатели

Кадр из фильма “Золотая рыбка”Негромкий, максимально приближенный к заявленной им программе фестиваль прошел в Самаре в двадцать третий раз. Суть форума в самом его названии – “Кино – детям”. Это не только лозунг, призыв для кинематографистов – за ним упорный труд группы людей, которые из года в год собирают картины, обращенные к новому поколению. Они включают детей, подростков, юношей и девушек в мир Девятой музы; недаром многие из них переходят из статуса зрителя к авторским работам в кино.

География фестиваля обширна, она отнюдь не замыкается границами Самарской губернии. Фильмы, чаще всего мультипликационные, самые близкие юным, во многом точны по замыслу, интересны по форме, индивидуальны. На фестиваль присылают картины из Москвы и Подмосковья, Ленинградской области, с Урала, Поволжья, Татарстана – все не перечислить. Число начинающих путь в кино постоянно растет.

Когда идешь по центральным улицам Самары, осознаешь, почему в этой любовно сохраненной красоте старого русского города родился подобный фестиваль, уважающий свое прошлое. Здесь продолжают радовать здания, построенные в конце ХIХ – начале ХХ века. Большинство из них в русском модерне, однако ни разу не повторяются и запоминаются своим продуманным своеобразием. Не случайно Самара существует под охраной ЮНЕСКО.

Фестиваль – событие не только для города, его ждут райцентры, поселки, деревни. В тамошних Домах культуры экран отдан просмотрам фестивальных лент, встречам с их авторами. Праздник кино щедр на такие подарки.

Конечно, в центре внимания и картины, снятые младшим поколением. Большая часть – анимация, созданная в лучших традициях советской школы. Фильмы добрые. Ясные. Соучастие в жизни героев картины. Радует и то, что нынешние дети отлично знакомы с новыми технологиями. Смело применяют их, как нечто прочно вошедшее в их жизнь. Иногда не верится, что создатели этих картин дети. Рисунок порой прозрачен и нежен, вторит самоощущению авторов. И еще – они почти всегда следуют жанровому началу и решению фильма. Особенно любима экспрессия, часто подчеркнутая, способствующая внятности сюжета.

Предполагаю, что жюри было достаточно сложно решать, кому присудить премии, хотя по регламенту фестиваля их было заслуженно много. Это поощрение существенно не только для взрослых – младшие с таким багажом увереннее работают.

Перед церемонией закрытия двадцать третьего фестиваля на пресс-конференции немало вопросов ребята задавали своим сверстниками. (Кстати, такие вопросы впору задавать и взрослым, иной раз и профессиональным кинокритикам.) Однако и здесь нашелся “Фома неверуюший”. После заинтересованного выступления девочки лет десяти-одиннадцати раздался голос: “Выучила со старшими…” Реплика недобрая и несправедливая.

Даже если допустить, что в реплике этой есть некая доля истины, коррекция старших помогает точности формулировок, и подросток не боится озвучить свое мнение. И впредь будет еще внимательнее к экрану в поисках самой сути. Все это воспитывает вкус, способность увидеть фильм более обостренно, пристальней.

Мое впечатление подтвердилось во время встречи с учащимися самарского колледжа “Техника” после показа там картины режиссера-документалиста Владимира Эйснера “Столетие”, в котором охвачен путь, пройденный нашей страной за сто лет – от Февральской революции 1917 года до года 2017-го. Практически к нашим дням.

Вместить подобный материал в часовой фильм сложно. Режиссер предложил свой вариант, решил его в жанре плотно собранной хроники наиболее значимых событий в течение века. Он как бы наступает на зрителей, предлагая им включиться в неумолимый бег времени. Будоражит память, в том числе и генетическую. Волнует, втягивает в нелегкие размышления, ни разу не позволив себе интонацию ментора. Призывая аудиторию вступить в спор с автором. На самом деле картина так и задумана – спор состоялся.

Зал был полон. Таким он и остался после просмотра. Эйснеру задавали непростые вопросы относительно его трактовки ряда ключевых моментов истории, которые, по мнению учащихся, имели право на более детальный рассказ; о позиции режиссера относительно роковых событий, о которых здесь идет речь.

Лидировал в этом споре пятнадцатилетний юноша. Судя по его диалогу с автором, имея на это право. Подвергая критике, обосновывая свой взгляд знанием материала. Напоминая о том, какой ценой давались попытки построить “светлое царство” коммунизма.

В том же ключе выступали ровесники зачинателя дискуссии. Особенно их волновали вторая половина 30-х годов прошлого века и послевоенные годы, о чем они говорили с интересом к истории своей страны, эмоционально и убежденно, как и о том, какие конкретные глобальные выводы были сделаны после распада Советского Союза, о нынешней ситуации.

“Столетие” Владимира Эйснера несомненно встревожило сознание молодых, активизировало их гражданскую устремленность в поисках собственного пути. Отметная черта фестиваля – большое количество документальных фильмов в конкурсе и вне конкурса, что сегодня дорогого стоит. Кинодокументалистика лишена крова и внимания прокатчиков. Ушли в прошлое специализированные кинотеатры, пользовавшиеся успехом у публики.

Телевидение предпочитает собственную продукцию. Между тем, именно современное документальное кино активно в своем обращении к истории, в поиске серьезных тем, актуального материала, способного увлечь зрителей.

В Самаре документальное кино лидировало. Недаром здесь собрались ведущие режиссеры-документалисты. Из Москвы, Екатеринбурга, Твери, Новосибирска… Галина Леонтьева, живой классик Вахтанг Микеладзе и его постоянный сотоварищ Юрий Краузе, Вадим Цаликов, Владимир Эйснер, Павел Печенкин, Георгий Негашев, Марина Чувайлова… Вадим Цаликов приобщен к фестивалю и курированием в одной из московских школ студии юных кинематографистов – пример, достойный подражания. Почти каждый из авторов представил свою картину и принял участие в пресс-конференции после показа.

Игровой кинематограф для детей был не столь щедр, как документальный. Причина проста и печальна: детское кино сейчас если и снимается, то в мизерном количестве. Вспоминаются замечательные фильмы доперестроечных лет, которые до сих пор не сходят с телевизионного экрана. Их традиции пытаются сохранить немногие энтузиасты, посвящающие свои работы детям.

Это смелая версия “Красной шапочки”, снятая Натальей Бондарчук, ищущей органичного сплава сказочных мотивов с современностью. Это “Золотая рыбка” в режиссуре известного актера Александра Галибина, тонкая, нежная и честная картина о трудном послевоенном детстве. Овеянная поэзией пушкинских строк… Для зрительного зала это уже история, у Галибина она контактирует с чувствами новых поколений. Это “Бегство рогатых викингов” Ильи Белостоцкого, рассказавшего о дружбе ребят.

“Частное пионерское 3” Александра Карпиловского заметно уступает первому фильму. Так нередко бывает с уже слегка вымученным продолжением удачной ленты. Впрочем, и эту картину зал принимает довольно активно. И все же, все же…

В программе фестиваля была заявлена пресс-конференция на тему “Документальное кино и школа”. Участие в ней приняли киноведы, публицисты, педагоги из Самары, Москвы, Перми. Выступления – насыщенные опытом работы, по ходу возникали дискуссии, возникали соответствующие идеи. На мой взгляд, одно из самых интересных выступлений – режиссера-документалиста, создателя и руководителя Международного фестиваля документального кино “Флаэртиана” Павла Печенкина, активно работающего в этой сфере.

В названии самарского кинофестиваля первое слово “Международный”. Детские зарубежные фильмы вошли в конкурсную и внеконкурсную программы. Хотя и оттесненные анимацией, самой близкой детям.

Анимация уцелела.

Понимаю, почему обсуждалось только документальное кино. Игровое, смиряясь, отошло в сторону: оскудевшее поле, пустая площадка, уходящие в историю имена… Кризис очевиден. Но надо ли смиренно принимать это как данность? Самарская конференция дает повод задуматься. Попытаться продолжить тему, поставив в центр отечественный игровой кинематограф. Формат подобной акции на фестивале уже освоен.

Но само обсуждение сложной проблемы, наверное, должно пройти в более расширенном составе. С приглашением не только режиссеров, кинодраматургов, продюсеров, от кого в огромной степени зависит возрождение кино для детей. Собравшись, максимально погрузиться в непростые вопросы, творческие, производственные, финансовые. Пригласить молодых режиссеров – они еще не забыли своего детства и юности.

В таком сообществе партнерам легче найти друг друга. Найти и понять. Проблема еще и в том, что нынешние дети и подростки выросли в новой стране.

Пережитые ею катаклизмы – социальные, экономические, духовные – диктуют новые правила в обращении к такому зрителю. Приведу пример. После просмотра белорусской картины “Геймеры. Правила игры” режиссера Игоря Четверикова на пресс-конференции десятилетний мальчик поделился своими впечатлениями. Картина понравилась. Приключения ребят в подземелье старого Несвижского замка, когда-то принадлежавшего князьям Радзивиллам, захватили. Но больше всего ему понравился герой фильма, отважный и честный его ровесник, а главное – лидер среди своих друзей. Диалог продолжился: “Тебе нравятся лидеры?” – “Да! Только когда не слишком лидерствуют…”

Вспоминаю об этом, потому что будущее нашего детского кино не может существовать без пристального внимания к таким моментам. Да и другие юные зрители достаточно уверенно делились своими впечатлениями, не склоняясь исключительно к похвалам.

Наверное, в процессе возрождения игрового кино для детей необходимо присутствие учителей, хорошо знающих пристрастия их воспитанников.

И, конечно, люди, которые спокойно, вдумчиво трудятся уже двадцать три года на фестивале “Кино – детям”. Они способны реализовать подобное начинание. Коллектив в основном женский, и это придает ему оттенок симпатичной домашности, уюта, что важно для атмосферы детского кинофорума. За этим открываются порядок, четкость, умение спланировать и организовать проведение кинофорума без сбоев, суеты. И не потерять ощущение общего праздника.

Президент фестиваля – председатель Самарского отделения Союза кинематографистов Российской Федерации Нина Шумкова; директор фестиваля – Ольга Стась. Рядом с ними преданные своему делу люди. Сюда охотно идут работать волонтеры, молодежь. Все происходит в атмосфере взаимной доброжелательности, рождающей теплый климат в общении авторов и зрителей. Все это важно для попытки вернуть детям их кино. Самара может с этим справиться.

 

Слово “создатели”, вынесенное в заголовок статьи, подсказано пятиклассником, членом детского жюри и лауреатом его премии, аниматором Егором Малышевым.

После того, как Егору была вручена премия, сидевший в зале его ровесник спросил, как Егор работает над своими картинами. Егор взял короткую паузу. Ответил: “Читаю литературу, которую хочу снимать. Размышляю. Потом рисую будущий фильм. Снимаю. Монтирую”. Вопрос из зала: “Значит, ты – режиссер?” Еще одна пауза. “Я – создатель…”

В данном случае максимально точное слово. Оно впрямую обращено не только к Егору Малышеву, но к тем, кто каждый год дарит авторам фильмов, гостям, зрителям светлый и добрый фестиваль “Кино – детям”.

Эльга ЛЫНДИНА

Кадр из фильма “Золотая рыбка”

«Экран и сцена»
№ 2 за 2019 год.