В “Возвышающем обмане” Андрей Кончаловский вспоминает: «Набравшись наглости, я заявил, что для “Дворянского гнезда” мне нужно три художника, – такого на “Мосфильме” еще не бывало. Двигубский должен был делать Париж, Ромадин – имение Калитиных, Боим – Лаврецких. Все трое – лучшие художники студии. Дирекция мне отказала. В ответ я заявил, что прошу меня освободить от картины. Выхода у них не было. Пришлось разрешить. Каждый из художников делал мир, совершенно отличный от других по своей стилистике».
Вероятно, не стоит объяснять, сколь важна роль художника в создании фильма. Его атмосферы, колорита, настроения, пространства, реальности, драматургии изображения, образов. Выразительной киносреды. Михаил Ромадин признавался: работая с Кончаловским, он понял, что такое кино; и чтобы делать цветное кино, нужно цвет не в декорации делать, а делать в смене кадров разноцветных, и получится некое подобие живописи – только растянутой во времени.
Художники – одни из главных действующих лиц кинопроцесса. Художники – главные действующие лица уникального альбома, вышедшего при участии Гильдии художников кино Союза кинематографистов РФ (автор идеи и дизайна этого издания Борис Бланк). Четыреста листов – эскизы к фильмам, пейзажи, портреты, иллюстрации, фрагменты живописных полотен. Авторы – именитые мастера. Названия фильмов, в работе над которыми они принимали участие, захватывают. Борис Бланк и “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен”. Владимир Гудилин и “Романовы: Венценосная семья”. Сергей Алимов и “Каникулы Бонифация”. Александр Боим и “Город мастеров”. Александр Борисов и “О бедном гусаре замолвите слово”. Список можно продолжить. Вальбоме работы девятнадцати художников.
Борис Бланк считает, что “издание этого альбома является, если хотите, исправлением исторической несправедливости – вернуть художников российского кино в сообщество именно художников в самом полном значении этого понятия, снять с них тавро прикладников, производственников, вернуть им звание ХУДОЖНИК.
Абсолютная необходимость этого альбома – альбома широко раскрытых глаз на искусство художников кино, а, вернее, на художественную подоплеку их подлинности”.
Это первый альбом. Значит, последуют другие.
Алена ДМИТРИЕВА
Эскиз к фильму «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Художник Борис Бланк
«6 сентября 1826 года. Возвращение из ссылки». Художник Владимир Гудилин