Галина ШМАТОВА

Пять троп «фоменок»

Тема времени, кажется, стала главной для “Мастерской П.Фоменко” после ухода Петра Наумовича. Театр будто оказался на перепутье: с одной стороны, важно не потерять, не растратить то, что было с такой любовью и терпением взращено учителем. С другой, нужно двигаться вперед, и это тоже “по Фоме”, ведь рутина, предсказуемость, однообразие, штампы – то, чего Петр Наумович,…

И корабль плывет

Школа драматического искусства. После отточия В истории любого авторского театра наступает день, в который создатель большой театральной утопии покидает свой города Солнца. Минувший сезон “Мастерская Петра Фоменко” начала без своего создателя. Вот уже пять лет как Школа драматического искусства живет без Анатолия Васильева, а Васильев – без своего театра. Но корабли плывут. И корабль ШДИ…

Две странные птицы

  Так сложилось, что спектакль Юрия Буторина “Заходите-заходите” по роману Меира Шалева “Как несколько дней” завершил большую эпоху в жизни театра “Мастерская П.Фоменко” – это последняя премьера, выпущенная при Петре Наумовиче, очень болевшем за спектакль, а потому, как водится, неустанно его критиковавшем. Наверное, есть что-то неслучайное в том, что именно пронзительная история о большой любви,…

Рождение интонации

Сегодня возникает все больше поводов говорить о поколении 20-30-летних. Его (хотя правильнее написать “нас”) пытаются определить с разной степенью серьезности через активную жизнь в социальных сетях или через свободу от “советского” мышления. Молодых описывают как гибридных существ, сросшихся со своими гаджетами, и удивляются их странной ностальгии по 80–90-м. Казалось бы, причем здесь театр с его…

Новое поколение на rendez-vous

Труппа “Мастерской Фоменко” всегда прирастала не отдельными артистами, а целыми поколениями учеников Петра Наумовича: выпусками, курсами или группами (я имею в виду так называемые “стажерские группы” театра). Работа с Мастером, его особый театральный язык, безусловно, способствуют разрушению барьеров между старожилами и вновь приходящими. Но все-таки у каждого поколения здесь своя непростая история поисков и самоопределения.…

Счастливое удивление

Безукоризненная “французскость” спектакля “Женитьба Фигаро”, привезенного в Москву Чеховским фестивалем, интригует, захватывает, покоряет. В чем ее секрет? Кажется, галльская “прекрасная ясность” (так определил на страницах “ЭC” особенность спектаклей “Комеди Франсез” А.В.Бартошевич) обретается на кончиках пальцев артистов, в звучании их голосов, в складках занавеса, ненавязчиво сочетающего в своем рисунке цвета французского флага. Тайну обаяния постановки режиссера…

Человеческое, слишком человеческое

Пушкинская премьера “Мастерской Фоменко” оставляет впечатление театрального открытия. Оно было подготовлено репетициями, продолжавшимися несколько лет, и еще более длительным режиссерским романом Фоменко с текстами Пушкина. Здесь можно вспомнить и телеспектакли рубежа 80-х – 90-х годов по “Повестям Белкина”: в них Петр Наумович за кадром читал стихи, а совсем еще юные фоменки азартно играли нечисть в…