Юлия КУЛАГИНА

Человек на фоне катастрофы

XXVII Пушкинский театральный фестиваль в Пскове в этом году разделил судьбу всех театральных проектов – из-за пандемии, режима карантина и самоизоляции его вынуждены были проводить в виртуальном пространстве. То ли случайно, то ли вполне продуманно, но вышло так, что программа оказалась подобрана удивительно точно – часть спектаклей так или иначе рассматривала человека в его онтологическом…

Нужны новые формы

В конце мая в интернет-формате прошла вторая практическая конференция независимых театральных проектов Москвы “Современный независимый театр 2020”. Организаторы подчеркивают, что индустрия подобных театральных проектов является новой для России, и сейчас идет процесс ее активного формирования. “Театр Живого Действия” и “Студия. Project” во второй раз организовали пространство для встречи представителей независимых театров и обсуждения актуальных вопросов.…

Семейные связи 4G

В нынешние карантинные времена театр вынужден приспосабливаться и стремительно исполнять заветы Кости Треплева, изобретая новые формы. Постановки изначально придумываются и приспосабливаются под онлайн-формат, что порождает эстетику, близкую кино. Из-за аскетизма оформления вновь становятся важными нюансы – выражение лица и интонация, отдельное конкретное слово. В этом есть свои минусы и плюсы, но иногда спектакли, сделанные подобным…

Забавные игры

В фильме Михаэля Ханеке “Забавные игры” в доме четы Фарберов появляются аккуратные молодые люди в белом и чрезвычайно вежливо просят яйца. А потом начинают играть с супругами в изуверские игры, итогом которых становится смерть. В фильме Стэнли Кубрика “Заводной апельсин” обворожительный молодой герой Малкольма Макдауэлла в белом костюме и черном котелке под Девятую сонату Бетховена,…

Зеркальное отражение

Сцена превращается в залитую светом арену, на ней появляется жизнерадостный шпрехшталмейстер (Роман Дряблов) в цилиндре и с анатомически разрисованным телом. Он будет громко и несмешно шутить и щелкать бичом, отделяя один номер от другого. Два коверных клоуна в чудовищном гриме – нянечки в детском доме для инвалидов – будут страшно улыбаться намалеванными ртами, и только…

Вопрос цены

“Шутники” в постановке Евгения Марчелли в театре “Сатирикон” меньше всего напоминают привычного А.Н.Островского. Здесь нет и следа купеческого Замоскворечья, да и вообще примет какого-либо района или города. Есть только оплывшая серая конструкция, с вросшими в землю полуслепыми окошками и жалкой березкой в развалинах (сценография Дмитрия Разумова). Герои пьесы одеты в костюмы, лишенные примет времени, а…

Изнаночная петля

Фото А.КУРОВА

Спектакль-победитель III Молодежного театрального форума стран Содружества, Балтии и Грузии – “Я здесЪ” по пьесе “Я, Фейербах” Танкреда Дорста Ереванского государственного театра кукол имени Ованеса Туманяна сыгран на Чеховском фестивале в Москве. Начинается он с непарадной стороны: зрителей проводят в зал через служебные помещения, предбанник и рассаживают с другой стороны кулис, на сцене, перед изнанкой…

Вид с холмов Грузии

Фото А.КУРОВА

В рамках Международного Чеховского театрального фестиваля Тбилисский театр имени Шота Руставели привез спектакль “Вано и Нико” по рассказам Эрлома Ахвледиани в инсценировке и постановке Роберта Стуруа. История начинается мягко, почти вкрадчиво. Освещен только просцениум. Из люка высовывается лохматая голова измученного бессонницей человека. Это рассказчик будущей истории, ее наблюдатель и свидетель – Незнакомец (Давид Дарчия). Сначала…

Убей в себе государство

Спектакль “Время секонд хэнд” Омского театра драмы, показанный в конкурсной программе фестиваля “Золотая Маска”, оглушает, раздражает и ошеломляет. В подзаголовке значится: “Голоса двух эпох”. В основе сценической композиции – одноименная документальная повесть Светланы Алексиевич, посвященная распаду СССР. Огромный пласт истории подан через монологи обычных людей, проживших жизнь как будто в двух реальностях – в Советском…

Чацкий, принц Датский

Фото В.ДМИТРИЕВА

На сцене – большой прозрачный параллелепипед. В спектакле “Sociopath / Гамлет” Новосибирского театра “Старый дом”, показанном в рамках подпрограммы “Золотой Маски” – “Маска Плюс”, он многофункционален. Ограничивает пространство, нагнетая в нем нешуточные страсти, очерчивает границы рафинированной лакшери-жизни и запускает ассоциацию с популярным телешоу, где вся жизнь участников проходит на глазах зрителей. Большинство персонажей спектакля чувствует…