Римма КРЕЧЕТОВА

Театр – смелый филолог

Сцена из спектакля “Демон”.Фото предоставлено пресс-службой Театра-фестиваля “Балтийский дом”

Кто знает, возможно (хотелось бы в это верить), и мое интервью, напечатанное более двадцати лет назад как раз в газете “Экран и сцена”, – с эстонским актером и режиссером Эдуардом Томаном, тогда руководившим Эстонским русским театром, оказалось одним из доводов, способствовавших возникновению фестиваля “Встречи в России”. Томан сетовал, что спектаклям русских театров из бывших наших…

Фокусники и маги

Сцена из спектакля “Король Лир” Фото Д.МАТВЕЕВА

Война. Иркутск. Зимний холодный, голодный день. Я сижу на балконе ТЮЗа, в первом ряду. Меня привела на спектакль бабушка. Она работает здесь пожарником (так странно видеть ее в защитной гимнастерке) и, чтобы не оставлять меня дома одну, берет с собой в ТЕАТР. Обычно, когда репетиция, я затаиваюсь в директорской ложе, у самой сцены. Актеры ко…

Не знаю, как это сделано

Сцена из спектакля “Площадь героев” Фото Д.МАТВЕЕВА

Это, оказывается, заразно: рассказывать миру о сделанном тобою в минувшем году. Рассказывают все. Деятели разного толка. Те, кто причисляет себя к деятелям. Художники. Те, кто причисляет себя к художникам. Личности, значительные действительно. И личности, вообразившие себя таковыми. Наконец, просто люди, которым тоже есть что вспомнить, чем поделиться. Благо интернет бездонен и терпим. Господи, а чем…

Война и мир Юрия Любимова

Ю.П.Любимов репетирует спектакль “Живой”

Окончание. Начало в № 11, 2017. Рядом с политическими аллюзиями и намеками (их жадно ловила публика, пришедшая на спектакль как на непонятно почему разрешенную сходку) на сцене Таганки велась и другая борьба: эстетическая. Любимов, по его собственным словам, делал театр “не для слепых”. Это означало, что спокойное жизнеподобие, остававшееся до появления Таганки преобладающим на наших…

Война и мир Юрия Любимова

Начинаем серию публикаций к 100-летию великого режиссера. Существует легенда, что Любимов начал свое дело с группой единомышленников, спаянных годами совместного ученичества. Что атмосфера Таганки, социальное и творческое поведение, особенный способ игры – все это было найдено уже в школе, и оставалось только превратить найденное в устойчивую сценическую реальность. На самом деле знак равенства между курсом Щукинского…

За океаном

Завершаем публикацию главы из книги Риммы Кречетовой о К.С.Станиславском в серии “ЖЗЛ”, готовящейся в издательстве “Молодая гвардия”. Начало см. в №№ 16, 17, 18, 2013. Казалось бы, все усилия потерпели крах. Реальная жизнь на гастролях никак не соотносится с теми идеями, которые он ставил перед искусством театра с самых первых своих актерско-режиссерских опытов. Как никогда…

За океаном

Продолжаем печатать фрагменты из книги Риммы Кречетовой о К.С.Станиславском в серии “ЖЗЛ”, готовящейся в издательстве “Молодая гвардия”. Начало см. в №№ 16, 17, 2013.   Мир воображаемый сопровождал К.С. постоянно. Рассказывая о каком-то событии, человеке, переживании, он мог перемешать или подменить происходившее на самом деле с тем, что ему нашептала фантазия. Про одно и то…

За океаном

Продолжаем печатать фрагменты из книги Риммы Кречетовой о К.С.Станиславском в серии «ЖЗЛ», готовящейся в издательстве «Молодая гвардия». Начало см. в № 16, 2013. «Мажестик» выглядел солидно. И было у него три трубы. И вот 27 декабря, пройдя в шербурском порту все пограничные и тамо-женные формальности (К.С. из-за волнения долго не мог найти какой-то самый необходимый…

За океаном

Предлагаем читателям фрагмент из книги Риммы Кречетовой о К.С.Станиславском в серии “ЖЗЛ”, готовящейся в издательстве “Молодая гвардия”.   Наступил декабрь 1922 года. Победные европейские гастроли закончились. Жизнь в нормальных условиях уже успела снова войти в привычку. Давно забытый буржуазный уют, пусть относительный в послевоенной обедневшей Европе, отодвинул московские бытовые кошмары. Восторженный прием зрителей, прессы, театральной…

Горькая весть

Умерла Ольга Александровна Радищева. Ее жизнь внешне казалась простой, но на самом деле была удивительной. Больше полувека она работала в Музее Художественного Академического театра, многие годы заведовала архивом Станиславского. Этот театр со школьных лет был ее главной любовью. Его спектакли повлияли на выбор профессии. И она была счастлива, ежедневно “перебирая бумажки” в архиве, постепенно погружаясь…