В этом году Финляндия отмечает столетие одного из самых трагических событий своей истории – Гражданской войны 1918 года. Не удивительно, что тема нашла отражение и на театральной сцене – сразу два спектакля, ей посвященные, были представлены на пятидесятом международном фестивале “Театральное лето в Тампере” (Tampereen Teatterikesa). Оба они сосредоточены на отдельной страшной странице национальной трагедии – женщины на войне.
Гражданская война в Финляндии продолжалась всего четыре месяца, но только в последние годы стали открываться все новые и новые драматические подробности тех лет, они замалчивались десятилетиями. Столетний юбилей вновь привлек внимание общества к столкновению финских белых и красных. Одно из “темных пятен” истории, о котором в стране предпочитали не вспоминать – судьба женщин на Гражданской войне, особенно воевавших на стороне красных. Что не удивительно: в Финляндии, в отличие от России, победу одержали консервативные силы, отношение к проигравшим было немилосердным. Женщины, бросившие вызов патриархальному укладу, преследовались особенно жестоко. В финской Красной гвардии, по разным данным, воевало 2-2,6 тысячи женщин, больше 750 погибли – причем половина была казнена. Большинство из них были несовершеннолетними – 15-17 лет.
Судьбам этих женщин посвящен роман финской писательницы Аннели Канто “Кровавые Розы”, изданный в 2008 году. Спустя десять лет KOM-teatteri из Хельсинки поставил по нему драматический спектакль, а Tampereen Tyovaen Teatteri (Рабочий театр Тампере) – настоящий мюзикл с оригинальной музыкой и хореографией.
KOM-teatteri был создан в 1971 году и всегда отличался левацкими взглядами. Удивительно, но его эстетика и сегодня напоминает советский театр 70-х годов. Во всяком случае, спектакль Veriruusut (“Кровавые Розы” – именно так называли красногвардеек их противники) в постановке режиссера Лаури Майяла очень легко представить на советской сцене. Бытовой по форме театр, с очевидной симпатией к красным, изобилующий революционными песнями. Канто пишет в своем романе о судьбе юных фабричных работниц, чей приход в революцию оказался во многом предопределен социальными условиями – низкой оплатой труда, безнаказанным сексуальным преследованием со стороны начальства, невозможностью защитить себя от произвола. Все это есть и в спектакле театра из Хельсинки. Но сочувствие к героиням несколько притупляется избыточным пафосом постановки. А у русскоязычной аудитории финальная песня и вовсе бы снивелировала все впечатление: финский революционный текст, положенный почему-то на мотив русской народной песни “Из-за острова на стрежень”, звучит анекдотично.
Мюзикл Tytot 1918 (“Девушки 2018 года”) поставлен с использованием современных выразительных средств и поэтому воспринимается более убедительно. По форме спектакль – скорее рок-опера, запоминающиеся мелодии Ээвы Конту вживую исполняет рок-группа. В трехчасовом действе вокальные и хореографические (в постановке Марджо Куусела) эпизоды динамично сменяют друг друга. Минимум декораций – часть из них передвигается по сцене, часть проецируется при помощи видео. События чередуются с нарастающей скоростью: вот девушки устроились на фабрику, а через очень короткое время их уже захватывают революционные преобразования и желание участвовать в борьбе за свободу и достоинство. И, конечно же, во всем этом присутствует любовь, дружба и самопожертвование. Режиссерски Сиркку Пелтола выстроила спектакль так, что сюжет понятен без лишних слов.
В XX веке, где человечество превзошло в жестокости все мыслимые и немыслимые пределы, войны окончательно утратили свой романтический флер. Две мировые войны с многомиллионными жертвами, казалось бы, давным-давно должны были свести на нет любой воинственный угар. Но нет, на дворе уже новое тысячелетие, а военные конфликты на земле не прекращаются – даже в странах, слывущих цивилизованными. И, наверное, так будет продолжаться до тех пор, пока народы повсеместно не переосмыслят свое прошлое, не побоятся заглянуть в самые мрачные, самые постыдные страницы своей истории. Признают их, несмотря на боль и горечь, – и захотят, чтобы такое больше никогда не повторилось. Ни с ними, ни с их потомками.
Елена КОНОВАЛОВА
- Сцена из мюзикла “Девушки 2018 года”. Фото К.СУННАРИ