В начале сентября фестиваль “Любимовка” прошел уже в двадцать девятый раз, и сегодня это самый известный русскоязычный форум молодой драматургии. На конкурс присылают огромное количество пьес (в 2018 их было больше шестисот), читки вызывают такой спрос, что электронная регистрация зрителей заканчивается за четыре минуты, обсуждения нередко продолжаются дольше, чем само представление, а после завершения фестиваля только и успеваешь отвечать на вопрос, что же взять из прозвучавших пьес в работу.
Успех “Любимовки” во многом предопределен феноменом деятельности Елены Греминой и Михаила Угарова. Ушедшие в нынешнем году один за другим подвижники актуальности на сцене, они сумели реализовать в нашем пространстве идею театра драматурга, а “Любимовка” стала его генерирующей системой, своего рода school of drama для начинающих авторов. Принципиально, что новые имена составляют костяк конкурсной программы, на них ориентирована образовательная программа фестиваля. Здесь Марина Разбежкина предложит поразмышлять о “зоне змеи” в создании своего персонажа, а Наталья Скороход соотнесет место драматурга современности с позицией Шекспира в его эпоху. Арт-директора “Любимовки” Анна Банасюкевич, Михаил Дурненков и Евгений Казачков, вслед за учителями, поддерживают особый способ обсуждения первых литературных опытов, когда критика воспринимается как форма развития, а не отрицания. И самое главное – на фестивале “Любимовка” любой пришедший становится свидетелем практического диалога театральных профессионалов, проявляющего сценический потенциал конкретной пьесы.
У каждого зрителя фестиваля складывается собственный список лидеров – претендентов на репертуарную востребованность: азарт в разгадывании будущего никто не отменял. Среди представленных в этом году на конкурс текстов сразу обратила на себя внимание пьеса “Колхозница и рабочий” – своей пред-расположенностью к большой форме, музыкальностью и соцартовской иронией, что показала и читка, сделанная режиссером Денисом Азаровым. Московский драматург Михаил Чевега создает поэтическую драму – фантастическое путешествие известной всем скульп-турной пары на выставку в Париж. В авантюрном сюжете принимают участие Марлен Дитрих, Пабло Пикассо, Сталин, Гитлер, Серый волк, Змей Горыныч и, разумеется, скульптор Вера Мухина и архитектор Борис Иофан (последнему принадлежали концепция и композиционный замысел прославившейся скульптуры). Персонажи разделены на пары, и каждая из них запускает в действие по интриге, взрывает его все новыми и новыми ходами. Французская любовная драма переплетается с военной темой, перетекает в фольклорный экшн, а в финале увенчивается одой любви. Впечатляет та легкость, с какой драматург манипулирует смыс-ловыми объемами и жанрами, что само по себе театрально и взывает к фантазии зрителя.
Другая пьеса в прозе, но тоже с поэтическим сознанием – “Пол это лава, а Маша шалава” – несущееся и скользящее повествование о перипетиях девичьей жизни от 18 до 24 лет екатеринбургского драматурга Маши Конторович. Мелкий монтаж сцен создает ощущение опьяняющей молодости, когда еще хочется верить в возможность счастья. По стилю и языку пьеса перекликается с французской новой волной и вполне в ее духе отражает максимальное сближение лирической героини и автора. Органика этого слияния настолько сильна, что обязательно найдет отклик у аудитории. Обаятельная читка, предложенная Никитой Бетехтиным, только подтвердила впечатление от текста: актриса Анастасия Мишина казалась той самой Машей даже в условных обстоятельствах чтения с листа.
Вообще, женское соло звучало на “Любимовке-2018” чрезвычайно разнообразно: в диапазоне от внутреннего монолога девушки, ведущей дневник в индийском монастыре, – “Голая” московского драматурга Милы Фахурдиновой, до мистериально-пародийного откровения о менструальном цикле – “28 дней” петербурженки Ольги Шиляевой.
Предложение для нового театрального формата – вечер фанфикшенов – сформулировала пьеса “Чужие” Елены Астасьевой из Херсона. Драматург переосмысляет легендарный фильм Ридли Скотта в экзистенциальном ключе: заостряет вопросы о материнстве и предназначении человека в рамках фантастического хоррора. Ирония языка и сюжетной схемы жанра, проявленная в читке Артема Терехина, все же оставляет место и толике серьезного взгляда на мир, и из этой двойственности вырастает ощутимый драматический потенциал.
Целая серия пьес, присланных на конкурс, касалась тем и конфликта, отраженных в “Нелюбви” Андрея Звягинцева, они казались написанными не без ее влияния. В шорт-лист попал текст “Мама, я улетаю в космос” Наталии Лизоркиной. Снова муж и жена, пытающиеся разобраться в себе и своих отношениях, их разборки прерывает ребенок – лишнее звено во взрослом мире. Но знакомая конструкция смещает фокус зрения: в семейно-бытовой драме возникает мотив писательства, драматургического поиска героя. История перерастает то в абсурдистскую драму, то в сюрреалистическую фантазию, не давая очевидных ответов. Вариации конфликта современных отцов и детей, с непременным одиночеством юного сознания в реальности родителей, отразились также в пьесах “Пока я здесь” Катерины Антоновой (Серов) и “Замыкание” Марии Малухиной (София). Противоположный взгляд на эту тему предложила “Горка” нижневартовского драматурга Алексея Житковского в читке Марфы Горвиц. Молодая воспитательница детского сада, в энергичном исполнении Полины Райкиной, – существо, замученное бюрократией системы образования и цинизмом взрослых, неожиданно предстает тонким, ранимым человеком, видящим поэтические сны. И все это – благодаря внезапно возникшему материнскому чувству к чужому ребенку, ощущению и осознанию ценности жизни другого человека, а значит, и самого себя.
Особый фестивальный интерес вызывали драматические высказывания, явно бросающие вызов театру – своей нестандартностью, не вполне очевидной сценичностью. Среди них – “Магазин ненужных вещей” Анны Агаповой, “За белым кроликом” Марии Огневой и “Lorem Ipsum” Екатерины Августеняк. Первые две пьесы сталкивают параллельные миры, реальности с предельно разными голосами. Режиссер Женя Беркович сплела агаповские документальный рассказ о пациентах психоневрологических интернатов и поэтические фантазии, созданные приемом автоматического письма, в единый эмоциональный, болевой монолог о странном существовании людей другого сознания. Пьесу Огневой, по решению режиссера Сергея Чехова, актеры, напротив, читали максимально нейтрально, что создавало, быть может, наилучшую форму для проживания расследования убийства двух молодых девушек и их воображаемого путешествия в мирах Алисы в стране чудес. “Lorem Ipsum” – сгенерированный компьютером текст на темы “русская классика”, “бизнес и финансы”, “наука и техника” и др. – ловким образом играл со способностью нашего сознания всякий набор слов превращать в сюжетную историю. Его представил Дмитрий Волкострелов в программе fringe и как нельзя лучше объяснил, насколько театральным может оказаться современное альтернативное драматургическое письмо. Хотя в творческой лаборатории “Любимовки” принцип расширения границ сценичности для текстов совершенно разной природы касается не только fringe. Всякий раз благодаря новым пьесам обнаруживаются новые театральные миры. Наверное, поэтому “Любимовка” продолжается так долго и не собирается останавливаться.
Оксана ЕФРЕМЕНКО
- Сцены читок пьес “За белым кроликом” и “Lorem Ipsum”
Фото Д.КАРЕТНИКОВОЙ