В Музее архитектуры имени А.В.Щусева проходит масштабная выставка “Мир – театр. Архитектура и сценография в России”.
Театр на экспозиции представлен анатомически. Его можно увидеть в продольных и поперечных разрезах, со сцены и с последнего ряда галерки. Есть даже “развертка стен” и план внутренних помещений МХТ, включая комнаты “Белье” и “Фрукты”. При этом “кухню” театра, тайну рождения спектаклей выставка предусмотрительно не разоблачает.
Первый зал – тизер остальных разделов: здесь и рисунки первых театральных зданий России, и малоизвестный проект Фантастического театра Федора Шехтеля, и макет вздыбленного мира мейерхольдовской “Мистерии-буфф”.
А дальше – все по хронологии. “Европейский” зал представляет эскизы западных архитекторов, питавших идеями русское театральное зодчество. Особая глава – усадебный театр, со знанием дела и вкуса вписанный в природный ландшафт. Помимо хрестоматийных театров Шереметьевых в Кусково и Юсуповых в Архангельском тут стоит обратить внимание на Головинский оперный дом на Яузе, – двухэтажную деревянную постройку середины XVIII века, располагавшуюся буквально в полях.
Императорский театр на выставке дан как продолжение придворной жизни, как ее нескромное украшение. Убранство зрительного зала становится само по себе декорацией. В каждом эскизе и рисунке – любовь к симметрии и упорядоченности, стройность, величие и спокойствие конца XVIII – начала XX веков. Эпоха императорских театров не только могла позволить себе грандиозные замыслы, но и счастливо знала не менее грандиозное их воплощение: здания Большого и Малого театров в Москве, Александринского и Мариинского в Петербурге уже давно стали символами театра как такового.
Рубеж веков утверждает полистилизм русской культуры с явной доминантой модерна. Здесь подробнейшим образом представлена и главная архитектурно-театральная веха – здание шехтелевского МХТ (включая эскизы одежды для служащих театра), и театр “Парадиз” (сейчас Театр имени Вл. Маяковского), и здание Купеческого клуба (сейчас “Ленком”), и мейерхольдовская Студия на Поварской, и неизвестный даже специалистам проект театра-чайной в подмосковном селе Ивановское 1903-1904 годов.
Последние залы выставки наполнены энергией молодой страны Советов. Здания театров, которые проектируются и строятся в эти годы, могут вмещать до 4000 человек. Они похожи на огромные космические корабли и аттракционы будущего. Любопытно, что спустя почти столетие футуристические мечты окажутся вполне реальными. Ведь, по сути, именно здесь, в 1920-30-х годах лежит фундамент театрального здания XXI века – с его сценами-трансформерами, отказом от сценической коробки, единым, безъярусным зрительным залом.
Выставка об архитектуре театра сама живет в особом пространстве – длинной анфиладе. Ее распахнутые двери, закоулки и укромные комнатки превращают осмотр в “бродилку”, у которой много сюжетов. Например, про движение мысли крупнейших архитекторов или про то, как выдающиеся художники становятся выдающимися сценографами. Помимо Музея архитектуры для этой выставки свои фонды открыли Эрмитаж, Театральный музей имени А.А.Бахрушина, Московский музей современного искусства, Музеи Большого театра и МХАТ, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства и многие другие. Кроме театральных зданий можно увидеть эскизы костюмов и декораций Ивана Билибина, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Александра Бенуа, крохотные макеты Виктора Симова к первым спектаклям МХТ.
В рамках выставки подготовлена обширнейшая программа мероприятий. Это и серия лекций, с неожиданных ракурсов рассказывающих о тематике экспозиции (например, “Архитектура как персонаж. Театральный задник от античности до наших дней”), и дискуссии о сценографии с участием режиссеров и художников, и мини-фестиваль “Между двумя” Инженерного театра “АХЕ”. Спектакли сконструированы таким образом, что декорации, деформируясь, дробясь и уничтожаясь, переходят из постановки в постановку, и каждый спектакль по-своему раскрывает проблему взаимодействия с пространством как с партнером.
Кроме того, к выставке выпущена 450-страничная книга-исследование. Этот фундаментальный научный труд как-то неловко называть каталогом. Авторы статей – ведущие научные сотрудники музеев и искусствоведы – осмысляют путь становления русского театра как самобытного явления, открытого “всем ветрам” Европы, от его истоков до попытки осознать задачи современной архитектуры и сценографии. Сотни уникальных иллюстраций, в том числе тех, что не вошли в экспозицию, биографии ключевых фигур в архитектуре и сценографии, “путеводитель” по театральным стилям и эпохам, огромный раздел, посвященный театральному авангарду – эту книгу можно смело назвать “энциклопедией русской театральной жизни”.
Бродя с ней по выставке, интересно думать, как соотносится сценическое пространство каждой эпохи с особенностями самого театрального действа, и следить за изменениями ритмов в искусстве: как величественен и неправдоподобен в своей гармонии XVIII век, как изящен и при этом внимателен в деталях конец XIX-го, как взрывается цветом и формой первая треть XX-го и как в его середине все вновь возвращается к неоклассике.
Занятнее всего, однако, наблюдать смену представлений человека об идеальном мире. В подписях к экспонатам выставки очень часто встречается слово “проект” или “первоначальный вариант”: мысли и мечты опережают возможности. И поэтому хотя бы на бумаге или в пространстве макета можно позволить себе помечтать. На выставке “Мир – театр” осознаешь, что сценическое пространство – это, прежде всего, мечта об аркадии, иллюзия, выстроенная по законам разума, воплощенная утопия о театре как лучшем из миров.
Анастасия АРЕФЬЕВА
- О.И.Бове. Проект Большого Петровского театра в Москве. Задний фасад. 1821
М.Я.Гинзбург, Г.Гассенпфлуг. Конкурсный проект Театра им. Вл.И.Немировича-Данченко на Тверском бульваре в Москве. 1933