Тепло на кончиках пальцев

Незрячие люди не живут в слове. В описанном словами мире присутствие человека чрезвычайно мало. Слова – лишь блеклая интерпретация, поэтому для человека с особенностью зрения важна коммуникация не только речевая. У людей, лишенных функций одного из органов чувств, в большинстве случаев обостряется восприимчивость других. Для невидящих предельно важны слух и обоняние, им приходится ориентироваться на них чаще, чем другим.

Слово, произнесенное незрячим, – более аккуратное, взвешенное; обычный человек способен передавать значительную часть информации с помощью тела, жеста, мимики, невидящие же лишены этих средств коммуникации.

Менее чем за год театральная компания SmallFish прошла путь от идеи до премьеры в Центре имени Вс. Мейерхольда – театре, внимательном к интересам людей с особенностями развития. Спектакль “Потрогай солнце” поставлен по сказке Степана Писахова “Морожены песни”. Он создается с помощью звуков, запахов, кинестетических ощущений.

Режиссер спектакля Борис Фиш рассказывает, что идея постановки возникла случайно: “Мы фантазировали на тему создания такого театра, где играли бы только народные сказки. И в процессе развития этой мысли мы подумали, что было бы замечательно превратить театр в такое место, куда дети, самые разные, хотели бы приходить, общаться там. Спектакль с закрытыми глазами был одним из вариантов”.

Спектакль начинается еще на первом этаже ЦИМа. Режиссер встречает публику и сообщает, что следует завязать глаза и не нужно бояться, поскольку всех ждет путешествие в добрую сказку. Зрители, с особенностями и без, поднимаются на 5 этаж, еще в лифте помогая друг другу завязать плотной тканевой повязкой глаза. Пусть ненадолго, но все участники действия становятся равными в восприятии мира. Мы закрываем глаза и погружаемся в насыщенную, полную звуков темноту. Ту, которая для некоторых – неизменный спутник жизни. Мы преодолеваем страх узнать мир таким, каким его видят незрячие.

Стрекочут сверчки. Под ногами хрустят сухие ветки, шуршит гравий. Публика выходит из лифта и сразу же попадает в лес, созданный артистами. На несколько секунд ты оказываешься совершенно беспомощным в звенящей темноте, но чьи-то руки уверено берут тебя за плечи и направляют к свободному месту. Вдруг осознаешь, насколько незрячий должен доверять окружающему миру, полагаться на кого-то извне. Зрителей рассаживают на “телеги” – специальные скамьи, которые при помощи волонтеров могут раскачиваться наподобие кресла-качалки. Вся история рассказывается по пути. Для показа спектакля не требуется классический зал: четыре “телеги” можно разместить в любом пространстве. Дети с особенностями развития в большинстве случаев маломобильны, и для них особое значение приобретают движения во время спектакля.

Режиссер признается, что и прежде видел похожие представления, но ему не нравилась их схожесть с радиоспектаклями. Появилось чувство необходимости тактильного взаимодействия со зрителем.

Впереди – дорога в сказку. Импровизированные телеги едут, покачиваясь, по неровной земле, ямки, канавки, кочки то и дело возникают на пути. Рук, плеч, ног касаются ветки. Воображение зрителей следует за голосом рассказчика, они попадают на ярмарку, погружаются в ее гул и звон, торговцы предлагают клюкву, фрукты, морошку, пироги, здесь многолюдно, душно. Зритель в самом центре ярмарки, его толкают со всех сторон.

Постановка пронизана песнями. Музыкальный руководитель Ольга Зрилина всю жизнь занимается изучением фольклорной музыки и для спектакля подготовила материал на основе песен различных регионов России.

На словах рассказчика “встает солнце” зритель действительно чувствует тепло, и даже сквозь повязку ощущает восход – включают яркий прожектор, от которого идет жар. Когда по ходу повествования мы оказываемся в зиме, становится холодно и на зрителя дует ледяной ветер. Слышно, как в проруби полощут белье, и по коже пробегает дуновение ледяного воздуха. Каждому зрителю вкладывают в ладошку кубик льда: льдинка холодит и тает от тепла рук. Пространство постоянно преображается, от социального к природному. На смену голосам и суматохе ярмарки приходят величие северного леса, нетоптаные снега, непуганые дикие птицы. Посреди северной зимы зарождается история, своеобразный сказочный “миф”: добру-молодцу Илье необходима “живая вода”, чтобы вылечить заболевшего сына, и по закону всех сказочных путешествий Илья отправляется на поиски – через болота и дремучие леса, через метели и ночи.

Зритель учится быть толерантным. Однажды на фестивале в Воронеже на спектакль “Потрогай солнце” пришла молодая мама со здоровым ребенком и, увидев зрительный зал, сказала, что не хочет, чтобы ее ребенок находился рядом с невидящими детьми. Ее уговорили остаться, и после спектакля она осознала, что ничего неправильного или опасного в таком общении нет.

На первый взгляд, кажется, что спектакль создается будто бы из воздуха, но на самом деле это не так, нужны декорации и устройства для более качественного звука. Авторы идеи в поиске спонсора. Пока спектакль будет идти в пространстве Центра имени Вс. Мейерхольда в рамках программы “Детский ЦИМ”. На каждом спектакле всего 40 зрительских мест.

Образ в театре часто бывает навязан нам. На спектакле “Потрогай солнце” рождаются наши собственные образы.

Камилла КОНВЭЙ

«Экран и сцена»
№ 2 за 2017 год.
Print Friendly, PDF & Email