Лабораторная работа

• Ю.В.Цапник на презентации книги А.В.Бартошевича
Режиссерскую лабораторию “Эпос – драма – театр” в Свердловской драме, проходившую в конце января, можно с полным основанием на-звать “Лабораторией одной пьесы”. Форма акции необычна. Шесть режиссеров представили коллаж из фрагментов сатирической комедии Олега Богаева, написанной по мотивам романа Алексея Иванова “Блуда и МУДО” (кто не читал книги, сообщаем, что слово из четырех букв – аббревиатура Муниципального Учреждения Дополнительного Образования, по-старому Дом пионеров с кружками по интересам).
“Fake, или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции” – не инсценировка. Сам Богаев в буклете, напечатанном специально для Лаборатории, сравнивает Алексея Иванова и Достоевского, “схожих редкой природой парадоксальности, когда герой сначала совершает поступок, а потом его осмысливает”. Однако автор пьесы считает, что “без внешнего действия в театре тяжело, а драматургу – кранты”. И потому “Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции”, как пишет в том же буклете Алексей Иванов, – “самостоятельное произведение, совершенно богаевское, от романа там совсем чуть-чуть”.
Своеволие драматурга помножено на разные взгляды режиссеров на предложенный материал; каждый из них видит в пьесе свой жанр и стиль. Состав участников определял Олег Лоевский, призванный театром для рискованного и амбициозного проекта.
Павел Зобнин в экспозиции задает интонацию загадочного, плутовского действа. Звучащие за кадром песенка Мэкки – пролог из “Трехгрошовой оперы”, завораживающее кружение равелевского “Болеро” предполагают историю хоть и тревожную, но романтичную. Здесь на первый план выходят томный друг Моржова Тюленин (Павел Крутяков) и юная, манящая Брюнетка (Валерия Газизова).
Настроение экспозиции ломает жесткое решение следующего эпизода Радионом Букаевым: железнодорожные полки похожи на нары, а Брюнетка (Полина Саверченко) и Обходчик (Александр Кусков) поворачивают сюжет в криминальное русло. Романтикой здесь не пахнет.
В третьем фрагменте, где мы знакомимся с большинством персонажей – обитателей МУДО, Алексей Логачев сочиняет полу-мюзикл, полу-капустник, гвоздем которого становится танец самовлюбленного бизнесмена Манжетова (Александр Борисов), а представительницы женского коллектива предстают комическими фигурами, истосковавшимися по мужскому вниманию.
Четвертый участник проекта, Георгий Цнобиладзе, использует самые разные приемы: игру со зрителями, клоунаду, но также и психологические моменты “проживания” событий. Поиск стиля протекает на глазах у зрителя. В пьесу включены кадры на телеэкране, на них мы видим светлое будущее МУДО. Лучшим моментом стал монолог Вероники Белковской в роли видавшей виды руководительницы хора Инессы Левенбук.
Пружина пьесы связана с фейком – сайтом Моржова (на нем МУДО изображен как рай для детей). Сам Президент должен прибыть в заштатный, забытый богом Дымск. Кульминацией оказывается репетиция встречи на высшем уровне, где в роли главы государства выступает сторож Кузьмич (Валерий Величко). Вячеслав Тыщук, как кажется, создал свою сцену точнее всех. Она вызвала дружный смех, но этот смех сродни тому, что назван в связи с бессмертной комедией Гоголя, “положительным героем”. Режиссер работает тонко, без форсажа, сделав свой эпизод живым и современным.• В.Ямбор, В.Тыщук, Г.Цнобиладзе и О.Лоевский
Вячеслав Ямбор завершил показ игровым и несколько игривым финалом. Фейк не только на сайте, один из героев делает ложный звонок якобы из администрации Президента, чтобы привлечь внимание к учителям, которым грозит безработица.
Лаборатория длилась с 12 часов дня до вечера с двумя обсуждениями в антракте и после окончания. Заметим, что зал был переполнен (факт, характерный не только для екатеринбургской Лаборатории). “Невероятные приключения” продемонстрировали отличные возможности труппы Свердловской драмы, где хороши и старшие, и молодые актеры.
Вместе с тем очевидно, что кого бы из режиссеров не выбрал театр во главе с генеральным директором Алексеем Бадаевым, работа над пьесой должна продолжиться. Пока вопрос “кто есть главный герой сейчас” (по словам Олега Богаева именно эта проблема волновала его более других) – неочевиден.
Осенью в Челябинском театре драмы имени Н.Ю.Орлова провели Творческую лабораторию “Сцена: связь времен. Русский репертуарный театр начала XXI века: традиции и новации” (инициатор акции – известный критик и директор челябинского Центра современной драматургии Владимир Спешков). Быть может, название Лаборатории звучит несколько пафосно, но зато актуально. Ведь сегодняшний эксперимент вполне может с течением времени стать традицией. “Связь времен” – напоминание о том, что борьба с формализмом и прочими “измами” никогда не шла на пользу искусству. Чтобы эти идеи не казались умозрительными, устроители Лаборатории решили разнообразить уже привычные читки-эскизы современных пьес презентациями новых, сущностных книг о театре.
В первый день зрителей (зал состоял преимущественно из студентов) знакомили с “Театральными хрониками XXI века” Алексея Бартошевича (издательство “АРТ”). Старейшины театра Юрий Цапник, Валентина Качурина и Борис Пет-ров проникновенно читали главы из книги. Мы знали, что Ю.В.Цапник был болен, но и подумать не могли, что эта “читка” так скоро обернется “гибелью всерьез”. Сегодня, когда Юрия Викториновича не стало, его выступление вспоминается как завещание. Артист читал главу о “Трех сестрах” Льва Додина “Свет в конце отчаянья”. Он говорил о свете искусства, преодолевающего безысходность.
Презентация завершилась показом одной из лучших телепрограмм А.В.Бартошевича о шекспировской трилогии Эймунтаса Някрошюса. Язык метафор режиссера, когда-то казавшийся новацией, нынешний молодой человек готов воспринимать как традицию.
Второй день Лаборатории в Челябинске посвятили книге Дины Годер “Художники, визионеры, циркачи” (издательство “НЛО” при содействии “Золотой Маски”). Публика смотрела видеофрагменты спектаклей Филиппа Жанти, “АХЕ”, Андрея Могучего и других создателей визуального театра. А вечером в малом зале Алексей Вотяков показал свой эскиз “Чайки” Чехова как великолепный пример того, на что способен театр Художника.
В центре пространства – коврик, который кому-то напомнит цитату из Немировича-Данченко. Но, присмотревшись, заметишь, что сделан он из разноцветного песка и напоминает тибетскую мандалу. В узор вплетены слова Треплева: “Мое сердце полно вами”, “Я без вас жить не могу” (в финале загорится магический круг – так режиссер обозначит крах героя). Треплев (Вадим Долговых) – художник, его пьеса – впечатляющий перформанс, где видеоряд создает апокалиптическую картину мира. На переднем плане Аркадина (Екатерина Зенцова) и Тригорин (Алексей Мартынов). Перед ними – золоченые рамы. Эти живые портреты – символ успеха, популярности персонажей. Обе роли сыграны с прекрасным чувством стиля и пониманием режиссерского замысла.
На экран проецируются картины самых разных художников, от Левитана до Малевича. В текст Чехова включен фрагмент из манифеста Казимира Севериновича. Но смысл спектакля для Алексея Вотякова в словах Треплева: “дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет потому, что это свободно льется из его души”. Подтверждение целительности обращения к классике, дающей импульс для творчества.
Особенность челябинской Лаборатории в ее разнообразии. В программе были читки современных пьес. Дмитрий Егоров показал эскиз пьесы Дмитрия Богославского “Тихий шорох уходящих шагов”. Один из дней посвятили уральской драматургии. От пьесы молодой Таи Сапуриной (“Кот стыда”) до хита знаменитого Николая Коляды (“Баба Шанель”). Эскизы Дмитрия Писарева и Семена Филиппова наглядно говорили о том, что труппа театра готова работать, осваивать любые задачи. Это позволяет смотреть на будущее театра, ныне возглавляемого Мариной Глуховской, с надеждой.

“ЭС” много пишет о Лабораториях, ставших уже традицией. Ощутимый вклад в оживление детских театров вносят Лаборатория Михаила Бартенева и Олега Лоевского в СамАрте, “Открытые двери” Владислава Любого, директора РАМТа, вместе с Кабинетом детских театров СТД РФ вербующих начинающих режиссеров ставить спектакли для юной аудитории.

Ближайшая акция “Молодые режиссеры – детям” под названием “Непоставленные сказки” пройдет в рамках фестиваля “Арлекин” с 21 по 29 апреля. Зрителям предстоит увидеть литературные произведения, до сих пор не востребованные театрами для детей. О результатах Лаборатории, как и о самом “Арлекине”, читайте в “ЭС”.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена» № 3 за 2014 год.