Варвара краса!

Варвара Новогодина в фильме “Его дочь"НАГРАДЫ XXIV ФЕСТИВАЛЯ РОССИЙСКОГО КИНО “ОКНО В ЕВРОПУ”

КОНКУРС “ИГРОВОЕ КИНО.

ОСЕННИЕ ПРЕМЬЕРЫ”

Главный приз – фильму “ЕГО ДОЧЬ”, режиссер Татьяна Эверстова.

Специальный приз – Татьяне ЭВЕРСТОВОЙ (“Его дочь”).

Специальный приз – оператору Федору СТРУЧЕВУ (“Дизлайк”).

Специальный приз – авторам сценария фильма “Суперплохие” Дмитрию СУВОРОВУ и Василию РОВЕНСКОМУ.

Диплом – актрисе Юлии АУГ (“Прикосновение ветра”).

 

КОНКУРС НЕИГРОВОГО КИНО

Главный приз – фильму «“СЕРДЦЕ” 40 ЛЕТ СПУСТЯ», режиссер Евгений Голынкин.

Специальный приз – фильму “КОНКУРС”, режиссер Евгений Ховаев.

Дипломы: фильму “КАТАСТРОФА”, режиссер Алина Рудницкая; фильму “В КРУГЕ ЧЕТВЕРТОМ”, режиссер Екатерина Стыценко; фильму “ЛИЧНАЯ ФОТОХРОНИКА АНАТОЛИЯ ЛЕБЕДЯ”, режиссер Валерий Довбня.

 

КОНКУРС АНИМАЦИОННОГО КИНО

Главный приз – фильму “ДО ЛЮБВИ”, режиссер Игорь Ковалев.

Специальный приз – фильму “ПИТОН И СТОРОЖ”, режиссер Антон Дьяков.

Дипломы: фильму “НАЛИМ МАЛИНЫЧ”, режиссер Степан Бирюков; фильму “ДЕНЬ НЛО”, режиссер Владимир Сахновский.

 

КОНКУРС “КОПРОДУКЦИЯ. ОКНО В МИР”

Главный приз – фильму “РУДОЛЬФ НУРЕЕВ. ОСТРОВ ЕГО МЕЧТЫ”, режиссер Евгения Тирдатова.

Диплом “за блистательную работу продюсеров в создании копродукционного проекта” – Алексею ПИМАНОВУ, Ольге ПОГОДИНОЙ, Денису АНИСИМОВУ, Ульяне КОВАЛЕВОЙ, Роберто БЕССИ, Пьетро ИННОЧЕНЦИ (“Любовь прет-а-порте”, режиссер Макс Нардари).

Диплом – фильму “МУЖСКОЙ ВЫБОР”, режиссер Елена Демидова.

 

КОНКУРС “ВЫБОРГСКИЙ СЧЕТ”

1-е место – “КОНТРИБУЦИЯ” Сергея Снежкина.

2-е место – “ТЭЛИ И ТОЛИ” Александра Амирова.

3-е место – “ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК” Оксаны Карас.

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков СК России – фильму “ВСЯ НАША НАДЕЖДА” Карена Геворкяна. Дипломы – анимационному фильму “THE SQUARE” Варвары Яковлевой; игровому фильму “ЕГО ДОЧЬ” Татьяны Эверстовой; неигровому фильму “В КРУГЕ ЧЕТВЕРТОМ” Екатерины Стыценко.

 

Приз президента фестиваля – режиссеру Гарри БАРДИНУ за фильм “Слушая Бетховена”.

Приз имени Саввы Кулиша – Павлу МИРЗОЕВУ, режиссеру фильма “Наум Коржавин. Время дано”; диплом – коллективу фильма “ПРИКОСНОВЕНИЕ ВЕТРА”.

 

Приз имени Станислава и Андрея Ростоцких – Александру АДАБАШЬЯНУ, автору сценария, художнику и актеру фильма “Жили-были мы” (режиссер Анна Чернакова).

 

В зябкой осенней серости финала балаяновских “Полетов во сне и наяву” Гурченко и Янковский на мгновение прикоснулись друг к другу в преувеличенно чувственном объятии старомодного танго, а потом, мельком оглянувшись, он уходил от нее, а она смотрела вслед, понимая, что это навсегда, отворачивалась от камеры и резко вскидывала вверх руки-крылья…

В нынешнем году Людмила Гурченко была названа лицом “Окна в Европу”, и секундный клип, сопровождаемый аплодисментами зала, предварял каждый фестивальный кинопоказ, словно напоминая, что именно здесь, в припограничном Выборге, в конференц-зале гостиницы “Виктория” Гурченко представляла “Пестрые сумерки”, свою последнюю актерскую работу, ставшую для нее и режиссерской. Много народу, помнится, это представление тогда не собрало, событие казалось рутинным…

Ах, Людмила Марковна, кто тогда мог знать, что пройдет совсем немного времени и вас в минуту прощания назовут не кинодивой на западный манер, а великой русской артисткой, что будет сущей правдой… А от той встречи с вами в “Виктории” в душе навсегда останутся необъяснимые тревога и беспокойство. И как раз они-то, в конечном счете, и окажутся сейчас точкой отсчета, когда думаешь о той или иной картине “Окна в Европу”.

Что кривить душой, к особому душевному непокою, как мог бы выразиться поклонник высокого штиля, программа “Осенние премьеры” основного игрового конкурса в Выборге, на этот раз сильно не располагала. То есть, чтобы время провести, отвлекаясь, походя, на смартфон, так это будьте любезны, а чтобы с пользой для души и без смартфона, так не очень. Нередко слышу, что вот такое (со смартфоном) кино как раз и по душе нашей молодежи, а она, молодежь, известно, главный заказчик и диктует правила игры. Подобный ход мыслей, кажется, не чужд и кое-кому из стана отечественных продюсеров, но при этом в эксклюзивном, только “Окна в Европу”, конкурсе “Выборгский счет” (проще говоря, в конкурсе зрительских симпатий) среди победителей нет ни одной картины из основного списка.

Формально в игровом конкурсе “в гости к нам” были все жанры – от детского кино до откровенного трэша. А между двумя этими полюсами выбирай на вкус – мелодрама, боевик, комедия, молодежное кино, философское и однажды даже мистическое. И все же душа просила чего-то еще. Но вот к главному списку добавились картины информационных показов, а к ним – прошедшие медные трубы других фестивалей, и на душе полегчало. Потому что в Выборг в ранге уже отмеченных на других отечественных и международных площадках приехали “Зоология” Ивана И. Твердовского с редкостной Натальей Павленковой в главной роли. И обаятельную картину “Тэли и Толи” Александра Амирова, обладателя главного приза Фестиваля молодого европейского кино VOISES в Вологде, тоже показали. Не говорю уж о ленте “Вся наша надежда” Карена Геворкяна и тем более о “Метаморфозисе” постоянно рискующих Сергея Тарамаева и Любови Львовой, чей фильм стал украшением афиши “Окна в Европу”.

Но настоящие тревога и беспокойство ожидали в другом фестивальном просмотровом зале, городского Дома культуры, отданном документальному конкурсу и анимации. Картина Алины Рудницкой “Катастрофа” ожидала нас именно здесь. Но сначала еще об одном герое документального конкурса, фильме Павла Мирзоева “Наум Коржавин. Время дано”, удостоенном приза имени одного из основателей “Окна в Европу” Саввы Кулиша.

При ближайшем рассмотрении неожиданно выяснилось, что, несмотря на несхожесть тем и героев, две эти ленты оказались внутренне неразрывно связаны. Потому что и в том и в другом случае речь об одной стране и о людях из нее, которых долгие десятилетия называли людьми советскими. Со всеми вытекающими из этого закономерностями и парадоксами. Можно снова и снова пересказывать биографию поэта Коржавина, пережившего все, что и должен пережить в жизни именно поэт. Можно удивляться тому, как внешне нелепый, в очках-велосипедах, он пытался противостоять системе, но ничто при этом – и в этом парадокс – никогда не отменяло в нем советского человека, потому что он был именно таковым. Задумывал ли это Мирзоев, но так или иначе фильм у него получился как раз о системе и поэте, который однажды написал про нее:

“Но кони все скачут и скачут,

А избы горят и горят”.

А две эти строчки как раз про то, про что сняла “Катастрофу” Алина Рудницкая, и точнее, кажется, не сформулировать. Жить в постоянном стремлении удивлять мир рекордами и достижениями, в которых реально нет необходимости – это было так по-советски. Никогда не выносить сор из избы, хотя в данном случае это могло бы спасти жизни десятков людей – тоже по-советски. Фильм Рудницкой о потерях, которых могло бы не быть, и его герои вступают в конфликт не с природой, как могло бы показаться навскидку, а с самими собой. Берегитесь реки? Нет, берегитесь себя…

В финале картины нас приглашают на посвящение в кадеты. Затянутые в серо-зеленые мундирчики, умилительные, буквально светящиеся семилетки клянутся в верности, как ангелы поют: я, юный кадет, перед лицом своих товарищей и СВОИХ НАСТАВНИКОВ (это уже что-то новенькое – Н.Х.) торжественно обещаю… И далее, как в благословенном пионерском прошлом. А потом каждый из новообращенных, печатая шаг так, что пол дрожит, идет к стоящему у кулисы знамени, и, встав на одно колено, целует полотнище. Первая обязательная часть церемонии позади, впереди следующая.

Неужели этим забавным и заслуживающим счастья детишкам, жизнь не обещает ничего, кроме вечного движения по кругу в стремления к рекордам, в которых нет смысла? Неужели из этого круга не выбраться никогда, как ни старайся поэт Коржавин в очках-велосипедах? Или выход есть, и жизнь все же не остановить, раз снимают такое кино?

Гран-при нынешнего “Окна в Европу” предсказуемо ушел в город Якутск, что не удивило. Уже в прошлом году, после встречи на одном из фестивалей с кинолюдьми из тех краев, стало понятно, что настроены они по-серьезному, и фильм Татьяны Эверстовой “Его дочь” подтвердил всю серьезность намерений.

В первую очередь картина удивила стремлением не удивлять, но приглашением совпасть, дышать вместе, включиться в созерцание того, что с первых кадров так занимает юную героиню фильма. На вопрос, где удалось отыскать это поразительное создание, Татьяна Эверстова ответила, что героиню искали долго, потеряли всякую надежду, но потом были вознаграждены сполна. Одним словом, ничего нового. Зовут девчушку Варвара Новогодина, и сейчас ей как раз семь лет.

Поместили авторы свою Таню в далекую от города деревню, в места такой красоты, в которую трудно поверить. Беды и прощания приходят в прозрачный мир исподволь, они подкрадываются, вползают и возникают как будто из ничего, но от этого не становится менее больно. Это очень мудрый фильм – да, смерть неизбежна, но и жизнь непобедима.

Николай ХРУСТАЛЕВ
Варвара Новогодина в фильме “Его дочь»
«Экран и сцена»
№ 16 за 2016 год.