Дробность как образ мира

• Сергей Епишев. Фото В.ЛУПОВСКОГО
Каков стандартный радиус балетной пачки, есть ли в России политический театр, как приобщить кировчанина к метафизике, сколько номерков теряется за год в “Новой Опере”, какова продолжительность самого короткого спектакля на российской сцене, скольких главных режиссеров пересидел легендарный директор Театра на Малой Бронной Илья Коган, можно ли поставить клизму репертуарному театру, да и просто – как смотреть спектакль. Обо всем этом можно узнать из масштабного интернет-проекта “Лучший из миров. История театра, рассказанная им самим”, задуманного Марией Бейлиной и Филиппом Дзядко и открытого аккурат к юбилейному вечеру “Золотой Маски” в Международный день театра.
Кстати, феномен юбилея в “Лучшем из миров” не обойден – абзац, начинающийся с затейливой буквицы Ю, в разделе “Словарь” посвящен именно ему. В этом же разделе можно узнать, что имеется в виду под неочевидными словосочетаниями “Горизонтальный театр”, “Зрительский театр” или “Нелинейный театр”. Рубрика “Цифры” предлагает множество забавных и неожиданных числовых фактов. “Свидетели” предоставляют слово 11-летней дочке мамы-театроведа, которая рассуждает о спектакле Андрея Могучего “Счастье”, или актрисе новосибирского театра, вспоминающей, как в 2004 году в спектакле Дмитрия Чернякова “Двойное непостоянство” ей впервые пришлось работать с нательными микрофонами.
Навигация по сайту несколько хаотична, информация внезапна и разнородна, пользоваться им как справочником невозможно, да и не нужно. Зато восстановить в памяти образ прошедших двадцати лет, вспомнить, например, в каком году в фестивале участвовал последний спектакль Олега Ефремова или появилась номинация “современный танец” – бесценно, как сказано в рекламе.
Фотосюжет Александра Иванишина, посвященный одному из самых замечательных московских театральных помещений, дому “Студии театрального искусства” Сергея Женовача, или пара абзацев Вадима Гаевского о Диане Вишневой, рассуждение Дины Годер о медленном “усвоении визуального театра нашей сценической практикой”, или сухое перечисление номинантов и лауреатов премии – так рождается дробный, разнородный образ театрального процесса последних двух десятилетий. Новые материалы, фотографии и видеозаписи появляются на сайте почти ежедневно, заходя на минутку поглядеть новинку, встречаешь, как старых знакомых, ссылки на определение понятия “Читка” или на фотоотчет о первом спектакле Евгения Марчелли в Ярославском театре имени Ф.Волкова.• Фрагмент юбилейного вечера. Фото В.ЛУПОВСКОГО

Так и в самом фестивале “Золотая Маска” каждый ищет свое: кто-то ждет раздачи призов, кто-то возможности увидеть громкую питерскую премьеру, кто-то радуется за провинциальные труппы, получающие шанс выйти в большой мир, кому-то важен очередной проект, утверждающий феномен новой драмы. Публика на конкурсном спектакле театра из города Лысьва и на модерновых балетных одноактовках из Лос-Анджелеса различается и по внешнему виду, и по реакциям на происходящее на сцене. Совсем особенная публика была на юбилейном вечере “Маски”, прошедшем 27 марта в Театре Вахтангова. Актеры, режиссеры, деловые партнеры, журналисты – полный театр сочувствующих и любопытствующих, готовых восхищаться или злорадствовать. Действо, созданное Кириллом Серебренниковым и Филиппом Григорьяном, оказалось смесью капустника и торжественной оды. Фанфары в начале, нелегкое для восприятия произведение Александра Маноцкова для 20 трубачей в золотых венках, сменились упоительным бенефисом артиста Сергея Епишева. Изобразив из себя сотрудника “Золотой Маски”, он “обзвонил” 20 наших ведущих режиссеров с предложением поставить юбилейный вечер, транслируя нам их воображаемую реакцию и предлагаемую ими концепцию зрелища. Юрий Бутусов: “На сцене груда разбитых Масок, и я танцую”. Анатолий Васильев: “Абонент временно недоступен”. Иван Вырыпаев: “Занято. Беседует с Богом”. Сергей Женовач: “Попьем чаю с вишневым вареньем”. Дмитрий Крымов: “У вечности в плену”. Кирилл Серебренников: “Дискуссия, лекция, круглый стол”. Михаил Угаров: “Читка протоколов заседаний жюри премии за двадцать лет”. И далее по списку, с неожиданным абонентом по имени Константин Сергеевич в финале.
Пластический этюд Анны Абалихиной для очередной двадцатки, на этот раз танцовщиц, представил нам некую контору с большими окнами и вечной, не лишенной драматизма суетой, в которой все с умилением узнали офис “Золотой Маски” и ее неутомимых работников. Чтобы сомнений не было, за видео-окнами конторы, выходящими на Страстной бульвар, проплывали гигантские лица вдохновителей и руководителей – Эдуарда Боякова, Александра Калягина, Георгия Тараторкина.
Студенты Мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича в ГИТИСе устроили показ мод – на поворотном круге сцены проехали 20 костюмов из 20 театров под ироничный комментарий Константина Богомолова. Особенно запомнились усатый и пышногрудый кентавр в цветастых юбках из театра “Ромэн”: “Что получается, когда мохнатый шмель на душистый хмель, а цыганская дочь за любимым в ночь” и  понурые лебеди в пачках и на пуантах, согнувшиеся под грузом пунцового бархата – Мариинский театр.
Пара почти неизбежных для любого сборного вечера проходных номеров, вроде зачитывания зрительских отзывов или невнятных соображений юных студентов Школы-студии МХАТ о том, как они видят свою жизнь через 20 лет, – и финальный аккорд, который долго будут вспоминать – блистательный Алексей Девотченко, шикарное трио актрис Александра Урсуляк, Лика Рулла, Виктория Исакова и Московский ансамбль современной музыки исполнили вариацию на тему мюзикла “Чикаго” под названием “Успех”, о том, чего хочет современный зритель, какой театр способен заставить его выключить телефон, выйти из социальной сети. И вообще, способны ли оба – театр и зритель – отвлечься от котиков, цветочков, адюльтеров, безмятежной развлекухи и одобренных свыше “духовных скреп”. “Скрепы” оказались представлены певцами, возникшими прямо из зрительного зала и со сводящей зубы душевступительностью пропевшими арию о “Театре добра”.
На пересечении, противостоянии и в неожиданном симбиозе скреп и твиттера, принципиальной нелинейности и категорической сюжетности пытается существовать нынешний “лучший из миров” и его верный рыцарь – фестиваль “Золотая Маска”.

Мария ЛЬВОВА
«Экран и сцена» № 7 за 2014 год.