Драматургические конкурсы, проводившиеся все 2000-е годы на территории постсоветских государств, сдвинули с мертвой точки дело продвижения новых текстов на сцены театров, да и просто – к публике. Ведь если текст молодого автора так и не увидел профессиональной сцены, а был предъявлен зрителю в формате режиссерской читки, это уже означало, что “бутылка с посланием”, как назвал новые пьесы литовский культур-менеджер Аудронис Люга, откупорена, а не затерялась в волнах безбрежного океана свеженаписанного.
Инициатива петрозаводского энтузиаста, режиссера Олега Липовецкого, первоначально была связана с концепцией развития северо-западного региона, поддерживалась Министерством культуры республики Карелия и базировалась на местных площадках. Конкурсу “Ремарка” – всего несколько лет, и все четыре года жюри, состоявшее из карельских экспертов и критиков, возглавлял драматург Михаил Дурненков. В 2015 многое поменялось – и прописка (“Ремарке” было отказано в поддержке со стороны петрозаводского театра “Творческая мастерская”, и конкурс переехал в Вологду, где неожиданно нашел партнеров), и состав жюри, где теперь значатся драматурги и столичные критики, и сама процедура. Создатель “Ремарки” Олег Липовецкий придумал две большие номинации – собственно, “Северо-Запад” и так называемый “Мир”; тем самым география “ремарочной” пьесы расширена до бесконечности – сюда может послать свой текст любой автор, вне зависимости от места проживания. Идея местных конкурсов мне лично чрезвычайно близка – не только из гуманистических, культуртрегерских соображений, но и потому, что именно через пьесы, привязанные к месту их написания, можно увидеть и понять, чем, условно говоря, один автономный округ отличается от другой области, если вообще отличается. Сложная система различий вообще чрезвычайно интересна в современном, вроде как унифицированом, мире – через пьесы “местных” есть шанс распознать их.
У “Ремарки” в этом смысле большое будущее – конкурс собирается стать передвижным, каждый раз будет проводиться в новом, дружественном, месте, где, безусловно, найдутся мастера описывать локальный контекст.
Вологда – а конкретно местный Дом актера имени А.Семенова во главе с гостеприимной хозяйкой, Ириной Горожановой, и два здешних театра – ТЮЗ, долгое время и чрезвычайно плодотворно руководимый Борисом Гранатовым, и Драматический театр во главе с Зурабом Нанобашвили, оказались феноменально включенными в процесс опорами конкурса. Обе труппы, сам Гранатов, активное актерское и культурное сообщество, сформированное, очевидно, вокруг здешнего Дома актера давно, составили внимательную и придирчивую аудиторию читок пьес, чьи авторы, едва ли не все, только начинают свою карьеру в театре.
В зале Дома актера, занимающего уютный деревянный особняк в двух шагах от Кремля, силами актеров Драмы и ТЮЗа буквально за один день показали четыре пьесы-победительницы (некоторые, как “Гибнет хор” Аси Волошиной – одновременно в “Северо-Западе” и в “Мире”). Расклад тем и художественных тактик авторов оказался чрезвычайно разноречивым, не складывающимся в концепт.
Самым “молодежным” текстом оказался “В душе хороший человек” Светланы Баженовой, ученицы Николая Коляды, участвующей в конкурсах не первый раз – за плечами у молодого автора “Евразия”, большой уральский драматургический смотр. Пьеса Баженовой небанально и обаятельно рассказывает историю современных “Бонни и Клайд”, двух милых и циничных молодых людей, приехавших в город из какой-то глухой провинции, известной тем, что там всегда серое небо, и “разводящих” то на деньги, то на квартиру своих работодателей и друзей. Ровная и лишенная иронии интонация автора вызвала к жизни пылкую дискуссию, где героев пьесы порицали за бездумное отношение к жизни, консьюмеризм и бездуховность. Пьеса, тем не менее, хороша именно отсутствием какой-либо назидательности, и актеры Драмы в читке Александра Чупина преподнесли ее так, как и написано – не осуждая своих персонажей и не иронизируя над ними.
Полнометражные “Клятвенные девы” известного автора Олега Михайлова – детализированный рассказ об ужасах албанского домостроя, жертвой которого становится сначала невеста, приведенная в дом, а потом – одна из дочерей, прикованная к инвалидному креслу. Албания, смесь древних ритуалов и современных гаджетов, насилия и крепости родственных связей, хорошо сделанный сюжет и попытка современной трагедии – все это есть в “Клятвенных девах”, изысканно, словно бы с памятью о Лорке, прочитанной актрисами Драмы Натальей Воробьевой, Ларисой Афанасьевой, Ларисой Григоровой, Дианой Кононенко и Натальей Брусенской.
В пьесе “Три сестры. Рефлексия” – деревенской саге о девочках, выросших в крепко стоящих на ногах и все же несчастных женщин, – драматург Ирина Гридина, талантливая ученица Натальи Скороход по курсу в Санкт-Петербургской Академии театрального искусства, романтически-ироническим контекстом вворачивает чеховские цитаты как знак существующей где-то “мечты”, воплощение которой никогда и ни за что этим простым работницам сельского хозяйства не светит. Пьеса, как, впрочем, и другие вещи Гридиной, отмечена печатью авторского внимания к языку, его ярким проявлениям в жизни обычных, казалось бы, людей, и в целом – если коротко – любовью к этим самым простым людям, хотя бы потому, что драматург пишет их со своих бабушек и теток. В читке, сделанной самим Липовецким по рецепту бодрого и ритмически точного театра, наслаждались веселостью текста молодые артистки ТЮЗа, превратившие “Трех сестер” прямо-таки в готовый эскиз.
Двукратную победительницу “Ремарки” – поэтическую и одновременно документальную вещь Аси Волошиной, тоже, кстати, ученицы Скороход, под названием “Гибнет хор” поставил в скупой, подчеркнуто исполнительской манере Борис Гранатов. Ужасы Первой мировой войны, почерпнутые автором из литературы нон-фикшн, помещены здесь в несколько историй: едущего в поезде врача, его случайно встреченной собеседницы, пытающейся защитить его от надвигающегося безумия, и так далее. Эта довольно сложная структура вполне литературна, так что Гранатов со своими артистами (Александр Лобанцев отлично сыграл главного героя) выбрал точную форму, позволившую услышать стилистические обертона текста.
У “Ремарки” – будущее передвижного фестиваля, что кажется удачным способом выйти из жестких рамок долгих взаимоотношений с одним и тем же театром. Но будут ли идти те или иные пьесы в конкретных театрах – это вопрос к худрукам, на который они, как правило, избегают отвечать прямо.