Кризисный центр

Фото В.ДМИТРИЕВА

Фото В.ДМИТРИЕВА

В новосибирском театре “Старый дом” появились “Дачники” в постановке Никиты Кобелева. Горьковская пьеса, обличение русской интеллигенции, превратилась у режиссера в рефлексию с мелодраматическим уклоном. Все происходит в наши дни и на расстоянии вытянутой руки от зрителя – психологические травмы любого персонажа легко примерить на себя.

В основу спектакля лег текст драматурга Дмитрия Богославского, написанный им по мотивам горьковской пьесы – про изнывающих от скуки и от самих себя представителей интеллигенции. Богославский – победитель Международного конкурса драматургов “Евразия” и лауреат Независимого международного конкурса современной драматургии “Исходное событие XXI век”, давно работает в новодрамовской системе координат. Вот и в “Дачниках” он обрушивает на героев реальность, чтобы в финале прийти к выводу об экзистенциальном бессилии человека во все времена.

Если Горький своих героев судил (идейного расслоения русской интеллигенции писатель не принимал), то у Богославского, а вслед за ним и Кобелева, обличения и морализаторства нет. Новые “дачники” отмечают новоселье адвоката Басова – тот построил загородный дом и пригласил друзей отпраздновать приобретение. Под звон хрусталя и радостные возгласы все отчетливее проступает безрадостная картина – никто из присутствующих не счастлив. Все не удовлетворены жизнью, страной, работой, вторыми половинами. Все сиротливы и, в сущности, обречены. А вокруг новенькой дачи полыхают лесные пожары, уехать от “разборок” всех со всеми никак невозможно.

Художник и постоянный соавтор Никиты Кобелева Нана Абдрашитова поместила зрителей по две стороны от узкого помоста-сцены, на котором расположилась кухня в стиле хайтек. Отнюдь не стерильная и не пустая, но без пафоса и гламурных наворотов. Именно здесь герои по очереди выясняют отношения, пьют, целуются и скандалят. А зритель вынужден становиться почти соучастником. Прием не новый, но в случае с пьесой, отражающей душевные муки современного человека, он как нельзя кстати – зрительская вовлеченность оказывается неизбежной.

Актеры труппы театра “Старый дом” преподносят подробности психологии своих героев с видимым удовольствием. Басов (Евгений Варава) – выбившийся в люди юрист, харизматичный, хамоватый и скользкий. Его не любит жена Варвара Михайловна (Альбина Лозовая), “духовно богатая” и принципиальная молодая женщина, мучающаяся сомнениями, ту ли жизнь и того ли мужчину выбрала. Супруги Сусловы – саркастичная красавица-актриса (Анастасия Белинская) и трогательно жалкий муж-ревнивец (Виталий Саянок). Семья Дудаковых – мелочная и завидующая чужому богатству домохозяйка Ольга Алексеевна (Лариса Чернобаева) и готовый бежать от нее на край света супруг (Андрей Сенько). Есть еще сестра Басова – “медитативно настроенная” йогиня Калерия (Наталья Пьянова), разочарованный в себе и в жизни писатель Яков Шалимов (Анатолий Григорьев), одинокая врач-эмансипе Мария Львовна (Наталья Немцова) и влюбленный в нее неудачник Влас (Тимофей Мамлин).

Во втором действии они собираются смотреть любительский спектакль, но вместо него устраивают перекрестные словесные дуэли. В откровениях этих людей так легко узнать самих себя, вспомнить былые неудачи и заподозрить будущие горести. И их бессилие узнаваемо, и отчаянные истерики с угрозами застрелиться, и неготовность к серьезным решениям, и неприкаянность, несмотря на внешний успех. Это люди, уставшие от жизни.

Никита Кобелев не заостряет внимание ни на одной из линий. Пунктир режиссерских акцентов прочерчен едва заметно. Все внимание – на едином для всех отчаянии. Поводом к нему служат самые разные жизненные ситуации, общим же остается депрессивность настроения. Спектакль Кобелева – об этом: о том, как сегодняшние “дачники”, внешне довольные жизнью, на самом деле ее боятся и не принимают, но ничего изменить не способны.

Финал случается внезапно и поражает горечью. И хозяева, и гости как-то вдруг успокаиваются, “складывают оружие” и устраиваются на шезлонгах – отдыхать. Пожары тем временем продолжают подбираться к их даче, островку лже-спокойствия и лже-счастья, фрагменту мнимости.

Наталья ВИТВИЦКАЯ

«Экран и сцена»
№ 23-24 за 2023 год.