Классное это дело – анимация

Кадр из фильма “Жизнь-паскуда”
Кадр из фильма “Жизнь-паскуда”

ЛАУРЕАТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ АНИМАЦИОННОЙ ПРЕМИИ “ИКАР”

ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ

“БАЗИЛИК ФЭТ-ФРУМОС И ЦАРСКАЯ ДОЧЬ”. Режиссер Александр Черногоров. Студия “Пилот” Александра Татарского

ЛУЧШИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ

“ГАНЗЕЛЬ, ГРЕТЕЛЬ И АГЕНТСТВО МАГИИ”. Режиссер Алексей Цицилин. Wizart Animation

ЛУЧШИЙ ЭПИЗОД ИЗ СЕРИАЛА

“ЗДРАВСТВУЙ, МОЙ ДНЕВНИЧОК!” (сериал “Смешарики. Новый сезон”). Режиссер Дмитрий Яковенко. ООО “Смешарики”

ЛУЧШИЙ СТАРТАП

Сериал “СОНЯ И ЛЕНЯ” (фильм “Подкроватье”). Авторы идеи Арсений Овчинников, Павел Разумов. Режиссер Денис Воронин. ООО “12Кадр”

ЛУЧШИЙ КОНЦЕПТ-ХУДОЖНИК

Екатерина ПИСКАРЕВА. Сериал “Капризка”

НОМИНАЦИЯ “ДЕЛО”

“ЛЕВИС”. Режиссер Макс Куликов. “Светлые Истории”

ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР

Леонид ШМЕЛЬКОВ. “Огурцы”

ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИСТ

Варя ЯКОВЛЕВА. “Жизнь-паскуда”

ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК

Лиля НИАУРИ. “Белый-белый день”

ЛУЧШИЙ ЗВУКОРЕЖИССЕР

Алексей ПРОСВИРНИН. “Жизнь-паскуда”, “Завтрак для улиток”, “Огурцы”

ЛУЧШИЙ КОМПОЗИТОР

Артем ВАСИЛЬЕВ. “Мой друг Тигр”

ЛУЧШИЙ АНИМАТОР

Илья ШИКИЛАДЗЕ. “Базилик Фэт-Фрумос и царская дочь”

ЛУЧШИЙ АКТЕР

Сергей МАКОВЕЦКИЙ, озвучивший роль Князя в фильме “Три богатыря и конь на троне”

ЛУЧШИЙ ПЕРСОНАЖ

ЛЕВ. “Синий лев”

НОМИНАЦИЯ “МАСТЕР”

МАСЛОВА Эльвира Михайловна, заслуженный художник РСФСР, “оживившая” персонажей десятков мультфильмов.

УЧРЕДИТЕЛИ: Министерство культуры РФ, Союз кинематографистов РФ, Ассоциация анимационного кино, Открытый российский фестиваль анимационного кино.

У операторов – “Белый квадрат”, у киноведов и кинокритиков – “Белый слон”, представителей разных кинематографических профессий объединяет “Ника”. А вот у анимационного цеха своей собственной именной премии не было. Как-то странно получалось. Ведь давно заслужили, а все не было. И вот Национальная анимационная премия, наконец-то, вызрела. Имя ей дали “Икар”. От названия фильма Федора Хитрука 1976 года “Икар и мудрецы”, про трогательного и простодушного Икара.

Первая премиальная церемония прошла в 2015 году. Нынешняя – восьмая. Ее посвятили 110-летию отечественной анимации (отсчет ведется от даты премьеры, 8 апреля 1912 года, первого российского анимационного фильма “Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами” Владислава Старевича) и хореографу Александру Ширяеву – еще на заре прошлого века он создал мультипликационные фильмы-балеты.

Среди лауреатов “Икара” разных лет картины “Мы не можем жить без космоса” Константина Бронзита, “До любви” Игоря Ковалева, “Пять минут до моря” Натальи Мирзоян, “БоксБалет” Антона Дьякова, режиссеры Андрей Хржановский, Дина Великовская, Константин Бронзит, Леонид Носырев, сценаристы Резо Габриадзе, Юрий Арабов, а еще художники, актеры, композиторы…

Слово организаторам и участникам восьмого “Икара”, который прошел в театре “Школа современной пьесы”.

СЕРГЕЙ КАПКОВ, КИНОВЕД, ШЕФ-РЕДАКТОР ОТДЕЛА АВТОРСКИХ КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ КИНОСТУДИИ “СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ”, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, СЦЕНАРИСТ И ВЕДУЩИЙ ВСЕХ ЦЕРЕМОНИЙ ВРУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АНИМАЦИОННОЙ ПРЕМИИ “ИКАР”:

– В этом году российской анимации 110 лет, и мы решили отразить юбилейную дату в восьмой церемонии. Стали думать – как ее преподнести? В тот давний период первые фильмы-балеты были анимационными. Создавал их хореограф, танцовщик и педагог Александр Ширяев. Еще до известного художника и режиссера кукольной мультипликации Владислава Александровича Старевича. Ширяев же был до недавнего времени неизвестен.

Кадр из фильма “Белый-белый день”
Кадр из фильма “Белый-белый день”

У нас на церемонии каждой номинации посвящены эксклюзивные ролики. Раньше мы их перемонтировали под формат мини-фильмов. На этот раз придумали сделать ролики с солистами балета и ввести их в анимационный фон. Для данной цели арендовали съемочное пространство на “Мосфильме”. И тут встал вопрос: а кого приглашать? Я вспомнил, что в отечественной анимации была весьма значимая историческая фигура – Виктор Федорович Смирнов. Он, будучи руководителем Корпорации “АмКино” (Американское кино) в России, находясь в Америке в начале тридцатых годов, попросил Уолта Диснея поделиться с нашими кинематографистами технологиями анимационного кино. То есть использования целлулоида и кальки, о чем наши специалисты не знали. Дисней щедро поделился своим методом. Таким образом, в России появилась пластичная, артистичная, музыкальная анимация.

Затем на том, что разработали в России, была создана киностудия “Союзмультфильм”. И в 1944 году Виктор Смирнов был ее директором. А его сын, Виктор Викторович Смирнов, основал в гастрольном варианте “MoscowCityBallet”. Факт удивительного совпадения! Знают коллектив, как “Смирнов Балет”. Семейное объединение: жена, родственники продолжают дело Виктора Викторовича.

Я решил три “опции” ввести в нынешнюю церемонию: прежде всего балет, памяти Виктора Смирнова – его балет; и первый сеанс анимации Владислава Старевича. Так сказать, истории, вошедшие переплетением в контекст анимации. Труппа балета очень интересная – к сожалению, больше известная за пределами России.

Режиссер роликов – Алена Оятьева, она же креативный продюсер церемонии. Валерий Качаев, уникальный человек, ученик Александра Татарского на студии “Пилот”, сценарист сериала “Братья Пилоты” (1996), художник, затем увлекся пантомимой, пластикой, мим, клоун и его семья тоже занимается балетом. Качаев замечательно вписался в наши ролики, где нужен клоун. Это персонаж, который нарушает и разрушает классический балетный мир в характерных комических ролях.

Константин Арефьев – мастер монтажа и режиссер на “Союзмультфильме”. Он соединял в церемонии живых актеров с анимационными. Александр Храмцов – режиссер, художник-постановщик, лауреат премии Правительства России (вместе с Георгием Данелия) за анимационный фильм “Кин-дза-дза”, выполнял дизайн премии “Икар”.

ИЛИНА ДУБОВСКАЯ, ДИРЕКТОР ТЕАТРА “СМИРНОВ БАЛЕТ”:

– В Москве наш коллектив называется Театр “Смирнов Балет”. Существует с 1989 года. Нам будет тридцать три года. Я являюсь директором с 2006-го. В свое время пришла сюда восемнадцатилетней девочкой. Труппу создал мой дядя, Виктор Викторович Смирнов-Голованов, двоюродный брат моей мамы.

Я мечтала о балете, но не было данных для сцены, и оказалась по другую сторону рампы. Должна заметить, что в роду Смирновых сложились довольно близкие отношения, объединяла нас прабабушка – бабушка Виктора Викторовича. Жили мы все на Большой Черкизовской, в построенном прадедом деревянном доме. Позже нас расселили, но всегда держались вместе. Жили в одном подъезде, бегали друг к другу в гости. Традиции, даже кулинарные, берегли.

Мой троюродный брат давно живет в Англии, но мы провели с ним детство. И вот, когда создавался коллектив, нужна была хорошая торговая марка. А брат Василий учился в Англии и понимал, как надо поступить. Была открыта марка на территории Евросоюза и Америки. И под названием “MoscowCityBallet” нас знают наши партнеры и в мире, и в России. На отечественной территории мы выступаем как “Смирнов Балет”.

К сожалению, мастера классического балета уходят. И мне близка идея сохранения их искусства. Виктор Викторович Смирнов передал нам эти постулаты, мы дорожим ими. Он был человек замечательный, огромного обаяния и доброты. Младшие и старшие члены семьи звали его Виком.

В свое время наша бабушка, мать Виктора Викторовича, вышла замуж за Виктора Федоровича Смирнова, который в начале тридцатых годов приехал из Америки и встретил Катю. Было это в первой половине тридцатых годов. Так образовалась удивительно дружная семья, продлившаяся в нескольких поколениях. Смирнов познакомил специалистов с методом Уолта Диснея. Все заливщики, маркировщики влились из семьи в дело. Появились знаменитые мультики про зайчиков, лесные истории – мне их до сих пор приятно смотреть.

Я не застала Виктора Федоровича, он прошел трагический путь лагерей, который коснулся, так или иначе, многих семей. Старший Смирнов вернулся из Америки, не справившись с задачей показа советских фильмов с темой агитации и пропаганды СССР. Его предал друг, рассказавший, где было надо, что Виктор Федорович, побывав в Америке, убедился и в советской коррупции. Фраза эта оказалась роковой для него.

У нас нет ни государственной дотации для коллектива, ни финансов, выше своих возможностей мы подняться не можем. Уровень, который задал в середине девяностых годов Виктор Викторович Смирнов-Голованов, трудно удержать. Ведь в свое время труппа возникла как первый частный театр в стране. Возможность выехать за рубеж и заработать средства для жизни – тогда было очень важно. У нас работали солисты Большого театра: Людмила Семеняка, Татьяна Терехова, Галина Мезенцева и другие.

Театр поднял высокую планку в девяностые годы. Нас вывозил в другие страны известный в театральном мире Виктор Хахаузер из Англии, он работал только исключительно с Мариинским и Большим театрами. Такова история коллектива.

Записала Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 12 за 2022 год.

Print Friendly, PDF & Email