Актер, которого не заменить

Юрий Назаров в фильме “Андрей Рублев”, в одном кадре  – Великий князь и князь Малый
Юрий Назаров в фильме “Андрей Рублев”, в одном кадре – Великий князь и князь Малый

К юбилею актера Юрия Владимировича НАЗАРОВА

Шел год 1994-й. Уже разделились на разные страны и разбежались. Но актерский фестиваль “Созвездие” все же удалось сладить, и обустроился он на теплоходе, проплывшем по Днепру с заходом в черноморские воды. И звучало много искренних и возвышенных слов и по-русски, и по-украински про актерское братство, на котором тогда многое держалось.

В одну из киевских ночей четверо киевских ребят открыли для нас, компании журналистов и примкнувшего к нам актера Юрия Назарова, на Андреевском спуске двери дома 22 б. И не было, пожалуй, за все наше фестивальное путешествие ночи волшебней этой. В двух шагах от дома Булгакова. С разговорами. С чаем из трав. С роялем, который (а почему бы и нет) мог стоять в гостиной Турбиных. С песнями – из “Добровольцев”, “Весны на Заречной улице”, “Двух бойцов” и прочей нашей киноклассики.

А пели их ребята, которым не было еще и тридцати. Дружили с детства, вместе учились, работали в комсомоле, могли уйти по комсомольской моде девяностых в крутой бизнес. Один из них пошел-таки в капиталисты – на его “бешеные деньги” остальные и основали, сами понимаете, какое “доходное место” – “Музей одной улицы”.

В ту ночь, сев за рояль, самовозгорелся Юрий Назаров – чудо-актер, сыгравший Великого и Малого князей в “Андрее Руб-леве”, военрука в “Зеркале”, отца в “Маленькой Вере”, а между тем, изгнанный из Театра киноактера и готовый к зиме пойти в конюхи, а то и в дворники, если не случится какое-нибудь чудо, которое ему поможет. Киевские ребята смотрели на него с обожанием, не хотели расставаться, просили спеть еще и еще. Готовы были бесконечно слушать его рассказы…

Он и впрямь – чудо-актер. По органике, по настоящности, по проживанию на экране судеб своих персонажей. Как будто они – это он сам. Его жизнь, его боль, его разочарования, его надежды. Сколько мы видели в фильмах о войне солдат, сколько мы видели самого Назарова в военных картинах, а старшина из “Александра Маленького” – отдельно существует. Акимыч Назарова простодушен и лукав, знает себе цену. Дошел до Берлина, помогает организовать детдомовское житье-бытье для осиротевших немецких ребят. Но для него война не закончилась. Она на какое-то мгновение пересеклась с миром и вернулась – неожиданной, внезапной гибелью…

В “Давай поженимся” герой Назарова – капитан третьего ранга в отставке. Мужчина, каких практически не бывает, один на миллион. Потому что любит и любовью своей может влюбить в себя женщину, которая еще вчера была к нему абсолютно равнодушна. Умеет ждать, прощать, заботиться. И все делает как-то несуетно, неторопливо, с внутренним достоинством.

Более двухсот ролей, а может, чуть меньше. А может, под триста. Юрий Владимирович и сам точно не знает, не помнит. Большие роли и маленькие. Главные и эпизодические. Не забываются. “Последние залпы”, “Горячий снег“, “За облаками – небо”, “Кавказский пленник”, “Земля Санникова”, “Прощание славянки”. И так далее, и так далее. Не раз хотел уйти из профессии, но остался. Потому что через эту профессию может рассказать о наболевшем, о жизни, о том, что волнует. Снимается и сейчас. Без него никак, без него не получается…

Алена ДМИТРИЕВА

«Экран и сцена»
№ 11 за 2022 год.

Print Friendly, PDF & Email