Игра в классики

Фото М.ДЕНИСОВОЙ
Фото М.ДЕНИСОВОЙ

Традиционный (с 2018 года) финал Детского Weekendа “Золотой Маски” – показ спектакля документальной театральной лаборатории под руководством режиссера Марфы Горвиц. На этот раз проект назвали “Нескучная классика” и посвятили литературе, ее роли в жизни школьника.

Всем известно: трудно с тинэйджерами. И родителям, и учителям. Стоны “их не заставишь читать, им лишь бы только в гаджетах сидеть” слышны повсюду. Марфа Горвиц и ее команда с пятнадцатью подростками за пять дней попытались доказать, что классики с их хрестоматийными героями вполне способны увлечь старшеклассника, разбудить его фантазию. В Новом пространстве Театра Наций появилась компания обаятельных и забавных великанов, как будто нарисованных и вырезанных из картона самими юными участниками: тут и Чехов с таксой, и Бродский с кошкой, и Шекспир с черепом Йорика… Фигуры классиков оживают в руках, они придуманы художницей Аленой Смирницкой как тростевые куклы и легко вступают во взаимодействие с новоиспеченными кукловодами.

“К нам пришли прекрасные дети, и, слушая, как они рассуждают о книгах и просто рассказывают о школе, учителях, я понимаю, как живительно встречаться, перемешиваться”, – признавалась драматург Екатерина Тимофеева. Она превратила эти разговоры в остроумные сценки в разных жанрах. Скетч, стендап, шуточная пресс-конференция, вполне серьезные гипотетические диалоги с классиками.

– Иван Сергеевич, вам собачку не жалко?

– Почему вас нет в списке Бродского?

– Разве не пора ввести в школьную программу “Гарри Поттера”?

– Михаил Юрьевич, а правда, что вы писали Печорина с себя? Я тоже часто чувствую себя одиноким.

Можно сколько угодно разглагольствовать о пользе классики для воспитания души, но, чтобы пробудить любопытство к предмету, нужен импульс. Очевидно, что кураторы и ребята были интересны друг другу, атмосфера сотворчества, царившая на репетициях, явственно ощущалась на финальном показе. Чудесная идея – предложить детям самим придумать концовки известным произведениям. Результаты оказались достойными восхищения.

“По дороге, ведущей к реке, мчится карета. Герасим останавливает несущихся лошадей. Спасенный генерал-губернатор (это он едва не погиб) дает Герасиму вольную. Муму спасена!”

“Акакий Акакиевич избегает роковой встречи и становится основателем Клуба помощи маленьким людям”.

Еще один клуб с девизом “Нет – культу страданий” объединяет “героинь нашего времени”.

Гвоздевым номером стало выступление двух Львов: нашего современника подростка Льва Фокина и узнаваемого, заросшего белой бородой Льва Толстого с чтением отрывков из дневников.

– Тургенев – подлец совершенный, но я думаю, что со временем не выдержу и прощу его.

– Встал поздно. Ленился. Тосковал. Был беспорядочен. Был грустен.

Лев Фокин зачитывал свои дневниковые записи, стилизуя их под короткие исповеди Льва Николаевича.

Трудно удержаться от смеха, слушая этот диалог-импровизацию. Интонацию, выбранную авторами-исполнителями, не назовешь почтительной. Но из пиетета вряд ли может родиться любовь. К чести сочинителей действа, нужно признать, что важная грань (когда ирония по отношению к классику становится бездумным “прикалыванием”) ни разу не была перейдена. И более того, именно юмор помогал приблизить автора из XIX столетия к юным читателям.

Одной из тем, обсуждаемых на лаборатории, оказалась тема “классики и семья”. Публика услышала историю о том, как родители современных Ромео и Джульетты недолюбливали друг друга. Чем же закончился этот, казавшийся драматичным, сюжет? Представьте себе: хэппи-эндом. Не стали мамы и папы портить жизнь своим чадам. И знаменитый “Танец рыцарей” из балета Сергея Прокофьева хореограф Дарья Плохова поставила как жизнеутверждающий и бодрый.

Другой родитель, отправившийся с семьей в путешествие, обрел счастье вовсе не на экскурсии. В книжном магазине он скупил всю многотомную “Историю России с древнейших времен” Сергея Соловьева и мужественно таскал дорогой ему груз в рюкзаке. Казалось бы, смешной, нелепый эпизод. Но важно то, что о безумном поступке отца рассказано с гордостью.

Не менее трогательным был рассказ о маме, учительнице литературы, которой приходится ох как непросто с учениками.

Одна из девочек с упоением повествовала о своем увлечении кулинарными и поваренными книгами. От слов она приступила к делу – заработала вафельница. И очень скоро публику угостили чудесными фигурными вафлями.

В тревожное время талантливая затея Марфы Горвиц объединила собравшихся детей и взрослых, согрела, заставила смеяться, восхищаться талантливыми, раскованными, умными и артистичными подростками.

И зрителям, и участникам не хотелось расставаться, не хотелось, чтобы игры с классиками заканчивались.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 6 за 2022 год.