Эшелон на Ташкент

 Сцена из эскиза спектакля “#жизнь_такая_терпеть_надо”. Фото Е.ЛАПИНОЙ
Сцена из эскиза спектакля “#жизнь_такая_терпеть_надо”. Фото Е.ЛАПИНОЙ

В Ташкенте завершился IV Молодежный театральный форум стран СНГ, Балтии и Грузии, проводимый Международной конфедерацией театральных союзов под эгидой и при поддержке МФГС, Фонда президентских грантов и Министерства культуры Узбекистана. Ташкент принимал форум вслед за Кишиневом, Минском и Ереваном – здесь показали свои спектакли молодые режиссеры из 11 стран, в фойе ТЮЗа Узбекистана проходила традиционная для этого смотра выставка молодых сценографов. Привычным было и наличие образовательной программы, однако ее формат на этот раз оказался несколько изменен. Все театральные профессии смешались в эту фестивальную неделю в едином постановочном котле. Под руководством Владимира Панкова (также педагогами образовательной программы были Артем Ким, Сергей Родюков, Виктор Рыжаков и Алла Шендерова) шла общая работа молодых драматургов, актеров, режиссеров, художников и критиков над созданием лабораторного спектакля по повести “Ташкент – город хлебный” Александра Неверова. Его показ предварил церемонию вручения наград форума, распределившихся так: 1 премия – “Папа, ты меня любил?” режиссера Станислава Жиркова, Киевский театр “Золотые ворота”, Украина; 2 премия – “Марат/Сад” режиссера Сабы Асламазишвили, Театр Государственного университета Илии, Грузия; 3 премия – “Гардения” режиссера Гора Маркаряна, Ереванский русский драматический театр имени К.С.Станиславского, Армения; спецпризы жюри достались киргизскому спектаклю “Письма-самолетики” в постановке Айнуры Качкынбек кызы и узбекскому “Материнскому полю” в постановке Нигоры Гаибназаровой.

Эскиз лабораторной постановки, в репетициях которой в период форума приняли участие полсотни человек, получил название “#жизнь_такая_терпеть_надо”. От лица неверовского двенадцатилетнего Мишки, отправившегося из вымирающего от голода Поволжья за две тысячи верст в надежде на изобильный Ташкент, говорят в спектакле не меньше четырех исполнителей. Впрочем, в этой работе звучит не так уж много текста Неверова (сам он не в детском, а во вполне зрелом возрасте пережил такой же многодневный побег, когда “смерть ходила по вагонам”, из Поволжья в сторону Ташкента и Самарканда). Владимир Панков уверенной режиссерской рукой собирает отдельные эскизы, создававшиеся группами участников лаборатории, в единый монолит саундрамы. Порой она напоминает причудливый символический танец огромного количества вроде бы хаотично существующих на сцене людей, а вокал исполнителей и музыка Артема Кима поддерживают своей мощью и строки столетней давности, и жанровые сцены, и прорывающиеся реплики дня сегодняшнего.

#жизнь_такая_терпеть_надо – хэштег понятен всем без исключения: “Чтобы попасть в Литву, белорус должен пролететь 700 км из Минска в Москву, а затем 900 км из Москвы в Вильнюс, а расстояние между Минском и Вильнюсом – 190 километров”; “Чтобы остаться работать в Сеуле, казах должен жениться на кореянке, казашка – выйти замуж за корейца, и это не будет брак по любви”; “Если таджика депортируют из России, он меняет имя и возвращается обратно”. Подивившись царящему в мире безумию, актеры и их персонажи растворяются в общем ритме вальса – вальса голодающих, обделенных, пытающихся раз за разом обходить препоны и продолжать жить.

Коллективный герой спектакля Владимира Панкова, выдержанного в темных тонах одежд и реквизита (столы, стулья, сундуки, чемоданы, узелки, лапти и сита, железная кровать и даже ковер – все стронулось со своих мест), – это люди самых разных возрастов и национальностей, гонимые нуждой, странствующие со скудными пожитками и цепляющиеся за них – в поисках лучшей участи. “Ташкент город хлебный? – Нет, Москва – город хлебный!”, – похоже, сегодня так актуальнее для многих.

Глава Международной Конфедерации театральных союзов Валерий Шадрин забросил в Ташкент молодежный творческий эшелон, и, кажется, благодаря этой насыщенной неделе и образовательной программе они, несмотря на все разногласия, разделяющие страны, готовы продолжать воплощать в жизнь фразу неверовского героя: “Будем держаться вместе”.

Мария ХАЛИЗЕВА

«Экран и сцена»
№ 24 за 2021 год.