Александринка: далекое и близкое

• Фото Е.КРАВЦОВОЙ30 августа исполнилось 255 лет со дня рождения профессионального театра в России, ведущего отсчет с даты учреждения в Петербурге государственной драматической труппы. Александринский театр в свою очередь ведет свою родословную от этой труппы, и новый сезон начинает с возложения цветов в Петропавловском соборе к надгробьям царицы-учредительницы Елизаветы Петровны и императрицы Александры Федоровны, в честь которой построен и назван театр, сооруженный Карло Росси. Имя Александры Федоровны связано с культом Белой Розы, и ей были принесены эти нежные цветы. К сбору труппы приурочено вручение ежегодных премий от спонсора театра Северо-Западного банка Сбербанка России. Наград за минувший сезон удостоены заслуженный артист Игорь Волков и молодая актриса Мария Луговая.
После праздничных мероприятий в Царском фойе Александринского театра прошла пресс-конференция, посвященная проблемам, стоящим перед труппой в новом сезоне. Художественный руководитель и главный режиссер Валерий Фокин рассказал о готовящихся премьерах: “Игрок” (режиссер Валерий Фокин) и “Сон смешного человека” (режиссер Ирина Керученко) – оба спектакля по мотивам прозы Ф.М.Достоевского. Фокин считает необходимым продолжение линии детского репертуара, успешно начатой в прошлом сезоне спектаклем Андрея Могучего “Счастье” по “Синей птице” Мориса Метерлинка. В планах театра детский музыкальный спектакль.
Сотрудничество с крупнейшими европейскими режиссерами будет продолжено в рамках программы “Новая жизнь традиции”. Пьесу Леонида Андреева “Анатэма”, модную в начале ХХ века, поставит выдающийся польский режиссер Кристиан Люпа, уже работавший с труппой Александринки. На осень запланированы зарубежные гастроли на сценах лучших театров Европы:
“Гамлет” будет показан в венском “Бургтеатре” и в Варшаве в Театре “Народовы”.
Названы спектакли, включенные в программу Шестого международного театрального фестиваля “Александринский”. Венский “Бургтеатр” сыграет премьеру по роману Льва Толстого “Война и мир” в экспериментальной постановке режиссера Маттиаса Хартманна, зрители увидят новую работу хореографа из Канады Эдуарда Локка с участием примы Мариинского театра Дианы Вишневой, а также балет французской труппы Анжелена Прельжокажа “Белоснежка”. Откроется же фестиваль премьерой спектакля “Гедда Габлер”, постав-ленной Камой Гинкасом в Александринском театре. О своем сотрудничестве с театром, о замысле спектакля рассказал сам режиссер.
Для Гинкаса, ныне москвича, но по театральным корням ленинградца, эта работа – двойное возвращение: в город его студенчества, его бурного режиссерского начала и глухой безработицы застойных лет. Город надежд и разочарований, но, главное: это город молодости режиссера. Еще одно обращение к пьесе, которую Гинкас когда-то ставил в театре Моссовета со знаменитыми питерскими актерами Натальей Теняковой и Сергеем Юрским, тоже к тому времени переехавшими в Москву. Почитаемый в России норвежский драматург Генрик Ибсен, автор “новых драм”, новых драматических социальных коллизий, всегда интересовал режиссеров и актеров разных направ-лений. Однако легким и безусловным для публики писателем он не был. Влюбленный в ибсеновские пьесы молодой Мейерхольд мечтал сделать их основой репертуара своей провинциальной антрепризы, но вынужден был признать, что “Ибсен сборов не делает”. Именно Мейерхольд в начале ХХ века поставил в Петербурге “Гедду Габлер” в Театре Комиссаржевской и для Комиссаржевской, это был один из самых новаторских его спектаклей, но его восприняли как скандальный и неоправданно полемический по отношению к пьесе.
Сегодня, когда полемика с автором – залог зрительского интереса, Кама Гинкас предлагает свою версию конфликта пьесы. Гедда Габлер и ее окружение – люди разных поколений и разных жизненных установок. “Для меня важно, что Гедда не дама, а девчонка, – сказал режиссер. – Эта фигура – порождение исторического переломного момента. Она хочет жить так, как ей хочется сейчас, не считаясь с тем, что было до нее. Или не жить вовсе”.
Отвечая на вопросы аудитории, Кама Гинкас рассказал о том, как плодотворно он работает с актерами Александринского театра, атмосферу творческой заинтересованности он увидел во всех цехах, что считает основным достижением Валерия Фокина на посту худрука. “Расчисткой авгиевых конюшен я никогда не хотел заниматься, а Фокин это сделал; я пришел сюда, когда эта работа была уже проведена”.
На вопрос о сегодняшней цензуре Гинкас ответил, что в своей работе не сталкивался с цензурными запретами, может быть, потому, что не руководит театром. Сегодня есть другая опасность: сознательная тенденция, культивируемая в средствах массовой информации, – увлечь людей жить виртуальной жизнью. Это, конечно, тенденция, выгодная власти, считает режиссер.
На вопросы аудитории ответил и Валерий Фокин. Настойчиво позиционируя руководимый им коллектив как репертуарный театр, он отметил, что репертуарный театр не должен погибнуть и потому нуждается в защите, в том числе и государственной. Между тем, в отчетность театра уже введены показатели, далеко не способствующие поддержанию творческого состояния труппы. Например, количество выездных спектак-лей. Как известно, такие спектакли не могут быть полноценными: ограниченный набор декораций, второй или третий состав участников, что вообще в Александринском не практикуется. Здесь даже вводы означают полную коррекцию спектак-ля. Театр избегал халтуры, чтобы высвободить время для репетиционного процесса. Теперь это невозможно. Один из самых нелепых бюрократических показателей – дифференциация сумм на постановку спектаклей. Теперь на экспериментальные спектакли будет выделено не больше 20% всех средств. Так что искусство под бюрократической пятой должно поумерить творческий пыл и сократить новации. “Нас ждут трудные времена”, – подытожил художественный руководитель одного из главных театров России.
Александра ТУЧИНСКАЯ
«Экран и сцена» № 17 за 2011 год.