Александра ТУЧИНСКАЯ

Наваждение, или Русские вариации Персеваля

Люк Персеваль, знаменитый фламандский режиссер, работающий со многими европейскими труппами, уже ставший культовой фигурой и в нашем отечестве, поставил в “Балтийском доме” свой первый русский спектакль. Режиссер, одержимый “Макбетом”, не раз обращался к этой мрачно-загадочной шекспировской пьесе. Теперь, благодаря инициативе “Балтийского дома”, пришел черед Петербурга. Необъятная сцена “Балтийского дома”, на которой в разные годы шли…

По следам навязчивых сновидений

На “Зимнем международном театральном фестивале”, прошедшем в Петербурге под эгидой МДТ – Театра Европы и при непосредственном участии его руководителя Льва Додина, были показаны спектакли знаменитых европейских театров, представлявших работы крупнейших западных режиссеров. Мэтр мировой режиссуры ХХ века Питер Брук и созданный им парижский театр “Буфф дю Нор” сделали простоту и доступность постулатами этой лаборатории…

Русские типы и мировая душа

23-й фестиваль “Балтийский дом”, как обычно, показал в Петербурге лучшие спектакли последнего времени. Здесь не просто собирают новинки, редкости, модные названия, а ставят экзистенциальную проблему. На “Балтийском доме” новые тенденции мирового театрального процесса предстают в ракурсе определенной идеологемы. Россия в зеркале западной культуры давно стала сюжетом мирового театра. Ныне русская тема рас-крывается в лирическом дискурсе…

Новые дороги классики

Продолжаем разговор о ХХII фестивале “Балтийский дом”, начатый Диной Годер в № 21, 2012. Классика в современном театре дает повод для адаптации к новизне – смысла и формы. Режиссерский театр возник на рубеже ХIХ-ХХ веков как искусство баланса между литературой и сценой, где все средства театра, включая актера-исполнителя, составляют сценический образ. ХХ век – век…

Гедда в безвоздушном пространстве

Кама Гинкас поставил в Александринке “Гедду Габлер” как драму противостояния поколений. Неожиданный ракурс ибсеновской модели женского волюнтаризма, чреватого катастрофой. Заглавную роль в пьесе Ибсена с момента ее появления в 1890 году всегда играли актрисы с яркой, неповторимой индивидуальностью от Элеоноры Дузе до Веры Комиссаржевской. Гинкас ставил эту пьесу около 30 лет тому назад в Театре…

Александринка: далекое и близкое

30 августа исполнилось 255 лет со дня рождения профессионального театра в России, ведущего отсчет с даты учреждения в Петербурге государственной драматической труппы. Александринский театр в свою очередь ведет свою родословную от этой труппы, и новый сезон начинает с возложения цветов в Петропавловском соборе к надгробьям царицы-учредительницы Елизаветы Петровны и императрицы Александры Федоровны, в честь которой…

Обнажение души

Юбилейный 20-й фестиваль “Балтийский дом”, в этом году проходивший под названием “Избранное”, открылся спектаклем выдающегося польского режиссера Кристиана Люпы. Эта постановка, впервые показанная в России, так и осталась самым необычным и притягательным событием фестиваля. Спектакль Люпы “Персона. Мэрилин” задуман как часть триптиха о знаменитостях ХХ века. Польский мастер, представляющий европейскую художественную элиту, давно увлечен драмой…

Чеховский формат и современный контекст

“Насмешливое счастье” чеховской драмы, видно, в том и состоит, что чем “серьезнее” ее играют, тем более обнаруживаются общие места интерпретаций, тем менее открываются связи с современным миром. Эти связи сегодня восстанавливаются на новый лад. Посвященные Чехову фестивали обозначили тенденцию: жанровое разнообразие, стилистическая многослойность – формы непрекращающегося диалога с писателем, с его концепцией будущего России. Обострение…