6 сентября в Театре имени А.С.Пушкина состоится премьера спектакля Дмитрия Крымова “Костик”, в котором Нину Заречную сыграет Мария Смольникова (в очередь с Анастасией Мытражик). Мы поговорили с Марией о ее новой роли, о современном театре и проблемах, с которыми ему приходится сейчас сталкиваться.
– Вы – выпускница курса Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе, сыграли множество самых разнообразных ролей в спектаклях Крымова. Как бы вы описали работу с этим режиссером?
– Объемно и выразительно описать, наверное, я смогу лишь спустя какое-то время, сейчас только могу сказать, что репетиции с Дмитрием Анатольевичем – это затягивающий и увлекательный процесс, в котором ты всегда открываешь что-то новое для себя. Во время работы над спектаклем ты как будто вступаешь в диалог со временем: это одновременно и страшно, и интересно, и заставляет лицом к лицу встретиться с сегодняшней собой и с теми великими душой людьми, которые были до нас. Я знаю точно, что работа с Крымовым требует от меня безоговорочного доверия, честности, внимания, готовности отставить в сторону общие представления о любви, счастье и других чувствах. Крымов – очень живой, знаете, однажды кто-то из его студентов сказал, что он моложе всех нас, поэтому и делает то, что должны бы делать мы. И я, безусловно, с этим согласна!
– Чего ждать зрителям от “Костика”? Что будет в новой трактовке пьесы Чехова?
– Лично меня в этой работе удивило то, как Крымов смог обострить взгляд на молодых, на их будущее, как смело увидел то, что часто происходит между старшим и младшим поколениями, витает в воздухе. Еще ни в одной постановке “Чайки” я не видела такой Аркадиной, как у Виктории Исаковой, и Тригорина, как у Александра Матросова, да и Костика с Ниной таких тоже не встречала… Я думаю, все эти персонажи – наши общие открытия! Много рассказывать не буду, лучше просто приходите, и если я не права, то сможете поспорить со мной.
– Спектакль поставлен в Театре имени А.С.Пушкина. Вы теперь служите там? А почему решили уйти из театра “Школа драматического искусства”?
– Нет, я служу в театре “Школа современной пьесы”. В 2020 году мы выпустили там спектакль “Все тут” (это тоже постановка Дмитрия Крымова), в процессе репетиций я хорошо узнала сам театр и его актеров. Мне очень понравилась атмосфера: она очень живая, там много прекрасных людей, благодаря которым хочется приходить в театр и работать, а для меня это важно. Что же касается ШДИ, то в какой-то момент я почувствовала, что ничего этому месту дать больше не могу, поэтому решила продолжить свой путь в другом театре. Мои взгляды на то, каким должен быть настоящий театр, слишком уж расходятся с нынешними принципами ШДИ, и дальнейшее сотрудничество было бы мучением для обеих сторон.
– Как вы относитесь к осовремениванию классических пьес в театре – скажем, Богомоловым, Серебренниковым, Молочниковым?
– Я не вижу ничего плохого в факте осовременивания, но когда понимаю, что у некоторых режиссеров есть только одна цель – провокация, то я начинаю страдать и мучиться во время показа такого спектакля. На мой взгляд, в каждой постановке должно быть заключено сверхпослание, в основе которого заложена любовь – в глубине взятых тем, образов. Именно на это нужно ориентироваться. А если говорить о тех режиссерах, которых вы упомянули, не хочу показаться резкой, но на спектакли Константина Богомолова, например, я больше не хожу, поняла, что не мое это. Хотя, безусловно, Константин Юрьевич – умный и талантливый человек. Кирилл Серебренников для меня – мощная личность, и в его работах я чувствую много любви, мне хочется ему верить. У Саши Молочникова я видела только один спектакль, и пока не могу сказать, как я отношусь к его театральным работам, но смотрела его фильм “Скажи ей”, и мне он очень понравился.
– В одном из интервью вы говорили, что мечтаете о своем театре. Какой он должен быть? Какие пьесы в нем должны играться?
– Ох, хотела бы я, чтобы этот вопрос задали Дмитрию Анатольевичу Крымову, он бы замечательно рассказал вам, и его ответ сошелся бы с моим пониманием театра. Но попробую ответить сама. Мой театр находился бы в одном из заброшенных зданий в центре Москвы, это был бы особняк с непростой историей, которую новые жильцы, то есть мы, могли бы изучить и, вступая в диалог с этой историей, делать что-то свое! Этот особняк стал бы голосом нового поколения, местом, где актеры, педагоги, режиссеры могли бы свободно заниматься музыкой, танцами, языками, узнавать историю искусства, встречаться с мудрыми и интересными людьми, ставить и репетировать спектакли и смотреть видеозаписи чужих постановок. Может быть, там бы организовывались занятия с детьми и спектакли с их участием. Вне всяких сомнений, театр моей мечты – место, объединяющее талантливых, заинтересованных искусством людей, профессионалов своего дела.
– Все чаще на театральную сцену приглашают непрофессиональных актеров. Например, этим летом в спектакле МХАТа имени М.Горького сыграла Ольга Бузова. Как вы к этому относитесь?
– Я считаю, что чем меньше говорю об этом или думаю, тем лучше я делаю театру. Все всё понимают, поэтому поддерживать вниманием подобные события я не хочу. Это для меня потраченная энергия и часть жизни. Мне намного приятнее уделять время тем вещам, которые мне интересны.
– На ваш взгляд, чего не хватает современному театру?
– Любви. Любви друг к другу, уважения и понимания.
– Вы обладательница двух “Золотых Масок”. Что для вас значат эти премии? Как вы считаете, что важнее для актера – признание зрителей или награды?
– И то и другое безусловно важно, но для меня все-таки в приоритете оказывается настоящий процесс – момент работы. Мне кажется, актер должен отдаваться процессу, должен быть предельно честным, отважным и щедрым, ведь ему приходится играть другую судьбу. Разгадывать тайны, погружаться в тему и ситуации, в которых он, может, и не оказывался, и при этом искать и находить путь, как сделать это художественно. Только тогда есть движение и развитие. Все мои награды подарили мне личный опыт переживаний, который я пока не хочу оглашать, он еще живет во мне. Я понимаю, что любой дар – это тоже испытание. Может быть, когда-нибудь я расскажу об этом в своих мемуарах, когда поднаберусь опыта. (Смеется.)
– Вы снялись в сериале “Джетлаг“ (его можно посмотреть на платформе more.tv), где главные герои, поссорившись, но все еще оставаясь в отношениях, разъезжаются по разным странам. Вы верите в отношения на расстоянии? Был ли у вас такой опыт?
– Я была идеалисткой, верила, что так можно. Но потом действительно случился такой опыт, и я поняла, что это невозможно. Чтобы быть вместе, нужно БЫТЬ вместе, рядом, быть свидетелями жизней друг друга, прикасаться, видеть глаза. Это касается любых отношений. Моя лучшая подруга далеко от меня, и когда мы встречаемся, а это редкость, то будто бы и не расставались! Но все равно я понимаю, что потеряла очень много ценных дней и минут рядом с ней, и именно этого мне недостает в жизни. А с мужчиной так невозможно, все тогда превращается просто в знакомство.
– Назовите ТОП-5 театральных постановок, которые, на ваш взгляд, обязательны сегодня для просмотра.
– “Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция” в театре “Мастерская Петра Фоменко”, “Цветы для Элджернона” в РАМТе, “Ювенильное море” в МХТ имени А.П.Чехова, “Фаина. Эшелон” в “Школе современной пьесы”, “День рождения Смирновой” в МТЮЗе. А вообще рекомендую сходить на все крымовские спектакли!
– Сегодня из-за коронавируса театры переживают не лучшие времена. Как вы относитесь к ковидным мерам, могут ли они погубить искусство?
– Театрам сейчас очень тяжело, все измождены новыми условиями существования. Часто приходится заменять или отменять спектакли, экстренно вводить актеров, в зрительном зале сократилось количество продаваемых мест. Театры теряют много денег. Наверное, я не могу рассуждать, могут ли ковидные меры погубить театр. Но мне кажется, если пандемия продолжит свирепствовать и эти меры ужесточатся, то гибель искусства неминуема. Конечно, сейчас некоторые спектакли транслируют в кинотеатрах и через интернет, но все-таки главное в театре – это зритель, без него театр не может существовать.
Беседовала Диана НИКИТИНА
«Экран и сцена»
№ 16 за 2021 год.