17 февраля не стало Георгия Николаевича Шенгелая. Режиссера грузинского кино, которое мы любили, без которого немыслим был большой советский кинематограф. Он любил свою Грузию, ту, которая была, а в новую не очень-то вписался. Год выхода его последнего фильма – 2005-й.
С самого начала все было связано с кинематографом.
У Наталии – Нато Вачнадзе – звезды немого кино, и Николая Шенгелая, автора знаменитых картин, вошедших в историю кино, родился в Москве младший сын Георгий, Георгий окончил ВГИК. Учился у Александра Довженко.
Его старший брат, режиссер Эльдар Шенгелая, тоже выпускник ВГИКа, автор замечательных кинофильмов. Софико Чиаурели, актриса, первая жена Георгия, мать двоих его сыновей, муза Сергея Параджанова, сыграла главную роль – прачку Вардо – в похожем на сказку, красивом и добром мюзикле Георгия Шенгелая “Мелодии Верийского квартала”.
Софико-Вардо в фильме поет, танцует и делает это так, как будто все легко! И прачкой быть, и песни петь, и танцевать, и замечательно играть!
Снимались фильмы, жизнь продолжалась… У Георгия Шенгелая появился маленький Георгий, третий сын, и теперь у него была “великолепная тройка”, а не семерка, как-то пошутил Георгий: Николай, Сандро и Георгий.
Георгия Шенгелая не стало. Верийский квартал, где он прожил лучшие годы своей жизни, потерял в его лице частичку колорита, души и истории.
Он ярким был, незаурядным. Личность, много чувствующий.
Настоящим был, чуть больше меры… Ну, не принято так – все сказать и все сказать прямо.
Скрывать не старался и обдумать раньше, чем сказать, не научился. Эмоции перехлестывали, брали вверх. Наверное, ошибался – сам говорил. А кто может сказать, что не ошибался… Думаю, никто.
В конце седьмого класса он снять меня захотел в мегрельском боевике “Маци Хвитиа”. Я убежала из павильона. А Георгий понял, что для роли я была маленькой по возрасту (всего 14 лет!). И без слов простил мне мое “бегство”.
“Пиросмани” удивительный фильм. Его можно смотреть всегда! Как перечитывать замечательную книгу, которая не стареет, никогда.
Георгий Шенгелая проник в суть жизни художника. Представил ее, ощутил.
Жизнь художника Пиросмани происходила не отдельно от его творчества, они были вместе.
Нико Пиросмани за жизнь платил творчеством, а творчеству отдавал жизнь.
Одиночество его, бескрайняя доброта, желание гармонии в жизни… Как можно было об этом рассказать? Трудно представить. А Георгий рассказал. Художник без дома, без крыши, живущий под лестницей, больше меры пьющий. Кто его мог понять… Сытый голодного редко понимает.
Пиросмани общения хотел с коллегами-художниками, о живописи поговорить. Не поняли его. Денежной подачкой “наградили”, вот, мол, тебе от нас, господин Пиросмани: “хватит немного еще прожить, продержаться”. И забыли. А Художник писал, как мог и где мог, пока ноги носили. Потом слег под лестницей умирать. Приехала смерть за ним на Пасху, на фаэтоне, и увезла его, художника Пиросмани.
Фильм Георгия Шенгелая об одиночестве и о печали. В нем – природа, пейзажи, люди, цвета, одежда – с полотен Пиросмани.
На экране – пластичная статика неповторимых образов, застывших в мгновении исчезнувшей жизни,
Пиросмани по-своему чувствовал жизнь и каждый раз, когда писал свои картины, на мгновение останавливал ее течение, запечатленное во взгляде и ощущении, как в стоп-кадре: Пейзаж. Олень. Танцовщица Маргарита. Мы смотрим на холсты, в которых слилось прошлое и настоящее. Навсегда запечатленное исчезнувшее, безвременное ВРЕМЯ…
И сколько во всем красоты и печали. Так рассказал Георгий Шенгелая о жизни грузинского художника Нико Пиросмани. О художнике, выразившем свою жизнь, время свое в маленьком пространстве. Перешагнув после смерти в вечность.
Георгий Шенгелая сделал почти невозможное – рассказал о процессе Творчества.
Я не знаю другого примера такой силы и художественной правды рассказа о жизни Художника. Рассказа, превратившегося в художественное произведение, которое смотрят в музеях.
В 1986 году открылся Музей Орсэ в Париже. В кинопрограмме открытия показали два фильма Шенгелая. Отца и сына. “Элисо” Николая Шенгелая (отца) и “Пиросмани” Георгия Шенгелая (сына).
В “Путешествии молодого композитора” я снималась в павильоне недолго. Наблюдать за тем, с какой скрупулезностью появлялась любая деталь в кадре, даже в таком месте, где ее вряд ли будет видно, было интересно. Очень. Важность булавки где-то на костюме, которую точно не будет видно! Разве в этом дело… Это создание атмосферы, это отношение и четкое знание того, о чем и про что все. Картина получила “Серебряного медведя” за режиссуру на фестивале в Берлине.
Всю жизнь “Хаджи-Мурата” снять хотел. Любил эту повесть. Чувствовал ее и понимал. Но, не пришлось. Сделал фильм-рассказ. Сам поведал в трех частях, сидя в кресле, и об истории неснятого им фильма, и об этой повести, и о Толстом. А потом рассказал и само произведение Толстого. Блестящим образом рассказал любимого с юности “Хаджи-Мурата”. Артистично, с чувством, проникновенно, иллюстрируя его работами Лансере.
Зритель почти “видит” “Хаджи-Мурата”, представляет все.
Передачи-фильмы Георгия Шенгелая об Илье Чавчавадзе и Эквтиме Такаишвили имеют для грузинского зрителя просветительское значение. Георгий ощущал и понимал отсутствие точных знаний о не столь далекой истории у своих сограждан. Огромный вред незнания. И в форме замечательно сконструированных, музыкально тонко оформленных кино-рассказов он оставил историю жизни, деятельности и смерти выдающихся соотечественников, в надежде на то, что у сограждан появится интерес к прошлому.
Говорить можно много, но дела, содеянные нами, наша жизнь, говорят за нас.
Спасибо ему, Георгию Шенгелая.
Нана КАВТАРАДЗЕ
«Экран и сцена»
№ 5 за 2020 год.