Вид с холмов Грузии

Фото А.КУРОВА

Фото А.КУРОВА

В рамках Международного Чеховского театрального фестиваля Тбилисский театр имени Шота Руставели привез спектакль “Вано и Нико” по рассказам Эрлома Ахвледиани в инсценировке и постановке Роберта Стуруа.

История начинается мягко, почти вкрадчиво. Освещен только просцениум. Из люка высовывается лохматая голова измученного бессонницей человека. Это рассказчик будущей истории, ее наблюдатель и свидетель – Незнакомец (Давид Дарчия). Сначала он молит темное невидимое небо хотя бы о мгновении сна и в награду удостаивается то ли сна, то ли видения: сцена распахнется вглубь и вверх, все зальет неземной голубовато-белый свет, и перед публикой откроется портал в неведомый мир. “Вано и Нико” – сюрреалистически прекрасный сон-притча, оформленный художником Мироном Швелидзе. В волшебном перевернутом мире фантасмагоричность “Алисы в Стране Чудес” сменяется мотивами Марка Шагала и Нико Пиросмани, пространство ирреально и текуче, как это может быть только во сне. Здесь, в месте, лишенном примет времени и географии, два молодых человека – Вано (Михаил Арчвадзе) и Нико (Сандро Микучадзе-Гаганидзе) – поменялись местами: добрый стал злым, а злой добрым. И все перепуталось в их мире: добро, зло, истина, ложь, любовь, ненависть переливаются одно в другое, прикидываются противоположностями, но все же остаются сами собой.

В основу спектакля положены рассказы современного грузинского писателя. Как подчеркивает Роберт Стуруа, сейчас особенно важно говорить со зрителем словами сегодняшнего дня. Через них осмыслять перемены в мире, в самой Грузии и вглядываться в современников – что потерял и что приобрел человек в стремительно меняющейся и все больше ужесточающейся реальности.

Быть может, еще и поэтому в “Вано и Нико” действие перенесено в обитель сна, где человек свободен от внешних условий и условностей, от навязанных ролей и необходимостей. Несложная притча – повод для философского размышления. В душе человеческой накрепко перепутаны тьма и свет, любовь и ненависть. И далеко не всегда, как бы мы ни надеялись, побеждает свет. Человек может быть очень разным, и зачастую противоречия невозможно примирить при жизни.

В фантасмагорическом мире предусмотрен обязательный для таких случаев проводник, он же Ангел. И, конечно же, явиться он может только в образе женщины. Нино Арсенишвили играет всех: возлюбленных, прекрасных незнакомок, примиряющих, исцеляющих, отвергающих и принимающих женщин. Именно она в финале спектакля протянет Вано и Нико заветные белые крылья, соединив в одно две разлученные части души.

В самом начале спектакля Роберта Стуруа рассказывается, о чем будет история, все дальнейшие события – подробная иллюстрация, свободное размышление на метафизическую тему. Угадывать финал не нужно, ломать голову над режиссерскими шарадами тоже нет необходимости. Все ясно и, кажется, очень просто, но чем дальше, тем больше становится очевиден главный парадокс: никакими способами невозможно рассказать о сложности мира и человека в нем. Вербальные и невербальные средства могут лишь помочь в постижении, подсказать что-то, но до конца осознать величие и мощь жизни можно только сердцем. И в спектакле, аккуратно закавыченные, с поклоном и оммажем, появляются две цитаты. Первая – из Сент-Экзюпери про зоркость сердца, вторая – старшего коллеги по сновидчески-пророческим путешествиям Тенгиза Абуладзе о том, что в каждая дорога должна вести к храму. Только зная это, можно, в конце концов, увидеть мир таким, как он есть, без прикрас. Но и без ужаса. Вглядеться в смерть и жизнь как в единое целое, где одно без другого не существует. И тут Стуруа замыкает кольцо. Современность и безвременье, философия и грубейшая повседневность, актуальные события истории Грузии, тончайшая поэтичность и невыразимая красота этой земли сливаются в огромную волну. Она поднимается и поглощает зал. И растворяясь в ней, признаваясь самому себе, что и ты состоишь из того же вещества, что все люди, что все мы одновременно и грешники и праведники, понимаешь, что стал богаче на одно маленькое, но важное знание.

Юлия КУЛАГИНА
«Экран и сцена»
№ 12 за 2019 год.