“Даже наиболее положительные из персонажей фильма – трое рабочих парней – не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться.
Серьезные принципиальные возражения вызывает эпизод встречи героя с тенью своего отца, погибшего на войне. На вопрос сына о том, как жить, тень отца спрашивает – а сколько тебе лет? И когда сын отвечает, что ему двадцать три года, отец сообщает – а мне двадцать один… и исчезает. И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость такого эпизода?” – это из речи Хрущева на встрече партийного руководства с деятелями искусства в 1963 году. Никита Сергеевич дал сигнал, и началось…
“Заставу Ильича” Марлену Хуциеву пришлось терзать по-живому – что-то сокращать, что-то переозвучивать, убирать какие-то сцены, а какие-то снимать заново. Да еще менять название – на “Мне двадцать лет”. Мирон Черненко писал: “…вырезан был звенящий от неосознанной, но несомненной нравственной несовместимости диалог Сергея с отцом возлюбленной. <…> Практически исчез из картины такой восторженный и взволнованный памятник этим шестидесятым, как вечер поэтов в Политехническом. <…> Да, выпала из фильма – совсем уж невесть почему – удивительная по пластике и целомудрию сцена танца во тьме с колеблющимися свечами в руках…”
В апреле 1964-го картина была принята в Госкино. В 1965-м выпущена в прокат под названием “Мне двадцать лет”. Через двадцать с лишним лет восстановлена в авторской версии, и 29 января 1988-го в Доме кино прошла премьера фильма с оригинальным названием “Застава Ильича”.
К 55-летию “Мне двадцать лет”/”Застава Ильича” в Центре Вознесенского на Большой Ордынке киноведы Зоя Кошелева и Вячеслав Шмыров затеяли путешествие по следам фильма. Путешествие из 2019-го в шестидесятые, когда он снимался. Автор “тотальной инсталляции” – театральный художник Алексей Трегубов. Выставочное пространство организовано как пространство истории, возвращает нас в атмосферу фильма и самого “оттепельного” времени. Происходит диалог прошлого с настоящим. А “оттепельная” эпоха воссоздана с помощью фото- и киноматериалов из собраний Госфильмофонда, Музея ГУЛАГа, из частных архивов; фотографий Генриетты Перьян – она их сделала на съемках фильма.
Вот зал Политехнического, где проходил тот самый знаменитый вечер поэзии, в котором приняли участие Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. Вот кадры из фильма, на которых персонажи фильма и Москва с бульварами, с первомайской демонстрацией, мигающими в ночи огнями светофоров, идущими по Садовому кольцу солдатами Великой Отечественной.
В Центре Вознесенского Зоя Кошелева (куратор нынешней выставки) инициировала еще и киноклуб. Здесь уже были показаны документальные картины о Вознесенском и Геннадии Шпаликове. Была показана “Застава Ильича”. Ожидаются интересные премьеры.
***
Памяти Марлена Мартыновича Хуциева – его не стало 19 марта – посвящена и ретроспектива “Реквиемы по эпохе” в московском кинотеатре “Иллюзион”. В ретроспективе – режиссерские работы Хуциева, документальные ленты о его творчестве, фильмы, где он был художественным руководителем, фильмы его учителей – Игоря Кравченко и Бориса Барнета, фильмы его учеников – Бакура Бакуразде, Василия Пичула, Ильи Хржановского.
Позволю себе привести фрагмент текста из пресс-релиза: «У Хуциева было множество замыслов, которым, увы, не суждено было воплотиться: экранизации “Девяносто третьего года” Гюго и “Героя нашего времени” Лермонтова, фильмы про Микеланджело, Бетховена и Пушкина (от последней идеи он не мог отказаться несколько десятилетий, написав подробный сценарий, позже превращенный им в радиопьесу).
Был и проект “Поколение” о поколении режиссера, которым Хуциев тоже грезил много лет. Ему тоже не суждено было стать фильмом, но это не так трагично, поскольку, кажется, именно этот неснятый фильм и образуют поставленные рядом те семь игровых полнометражных фильмов, которые нам щедро подарил Марлен Хуциев».
Алена ДМИТРИЕВА
«Экран и сцена»
№ 11 за 2019 год.