360 градусов, или Успевай поворачиваться

Сцена из видеоинсталляции “Музей вымысла. I. Империя”. Museo de la Ficcion ® Studio Matias UmpierrezВ двух проектах Международного фестиваля-школы “Территория”, представленных в залах Московского музея современного искусства, нет ни одного живого актера. Ансамблевость достигается слаженной работой техники, а живая непредсказуемость следования эпизодов – продолжительностью вашего собственного взгляда на тот или иной виртуальный объект. Единственные посредники между зрителем и произведением – волонтеры, дающие инструкции и тактично помогающие совладать с аппаратурой.

“Империя” – первая часть масштабного проекта “Музей вымысла” аргентинско-уругвайского режиссера Матиаса Умпьерреса – идет на четырех экранах, между которыми на черных кубах-табуретках устраивается пара десятков зрителей. Действие шекспировского “Макбета” перенесено в Испанию 1990-х годов, большинство значимых персонажей поменяли пол на противоположный, мэр города Дункан обрел юного бразильского любовника-шофера, три темнокожие ведьмы предстают то в форме полицейских, то со швабрами уборщиц, и без того фантастические детали приукрашены бешеной фантазией постановщика. Четыре экрана в небольшой темной квадратной комнате обступают зрителя, непрестанно вертящего головой в попытке уловить тонкости происходящего и оказывающегося не просто в эпицентре событий, а будто в одной комнате с вершащими судьбы города политиками или между протягивающими друг другу руки супругами. Сюжет фильма – а как бы ни называли создатели этот проект, видеоинсталляцией или музеефикацией театра – это все-таки именно фильм, виртуозно разложенный на четыре видеодорожки, ясен с самого начала, как только звучат имена Макбет и Дункан.

Макбетом оказывается немолодая дама, из скромной заместительницы мэра превращающаяся в сущую тигрицу после видения с пророчествами ведьм. Анхела Молина – испанская актриса, героиня фильмов Бунюэля, Торнаторе и Альмодовара – удивительно совмещает в себе черты самого Макбета и леди Макбет. То же самое делает и ее партнер, канадский режиссер Робер Лепаж, наставник молодого Умпьерреса, – в роли супруга главной героини. Они будто бы складывают образы Макбета и леди Макбет и снова делят их надвое, так что робость, пылкость, стремление к власти, наплывающее безумие, страх, отчаяние, корчащаяся совесть, любовь и нежность отражаются то в одном, то в другом. Неуловимая женственность Лепажа–леди Макбет смягчает старческую сухость Молины–Макбета, гендеры перепутываются, перемешиваются, теряют изначальный смысл и взрываются новым. Этот актерский дуэт – одно из сильнейших впечатлений не только фестиваля, но и сезона, а глаза Молины и Лепажа на экранах, заглядывающие прямо в мозг или куда там еще можно заглянуть доверчивому зрителю – будут, наверное, сниться многим.

Перед началом сеанса “Музея вымысла” в освещенном красном светом соседнем зале на нескольких экранах проигрываются зацикленные видеозаписи актеров, как бы готовящихся к исполнению главных ролей – легкомысленного Банко, величественной Макбет, ее сосредоточенного супруга. Эти движущиеся “картины” в рамах сами по себе не производят особого впечатления, но закольцовывают игру и привязывают проект Матиаса Умпьерреса к музейной локации и к жанру современного искусства.

В паре с “Музеем вымысла” в соседних залах ММОМА расположился “Вист” – психоаналитически-хореографический арт-VR-проект британской танцевальной компании АФЕ. Зрители, вооруженные шлемами виртуальной реальности, прокладывают маршрут от одного реального арт-объекта к другому, с каждым из них связан видеоотрывок. Аннотация уверяет, что программа выбирает последовательность сцен, исходя из того, как долго зритель задерживает свой взгляд на том или ином предмете, объекте или персонаже. Шестнадцать безумных танцевальных эпизодов, шестнадцать коротких этюдов, призванных иллюстрировать подсознательные страхи и влечения, вписаны в пугающие замкнутые интерьеры, комнаты с осыпающейся штукатуркой, разрушенными каминами, падающими книгами, птичьими клетками и шикарной, но увядающей мебелью. Девушка гибко выбирается из крошечной плетеной корзины, мелками чиркает по полу, пока черный туман поглощает ее; трое сидят за накрытым столом, из стен и окон к ним выходят их устрашающие двойники, вытесняют предшественников и принимаются карикатурно копировать церемонные обеденные движения; пара вступает в неравную эротическую игру на фоне библиотечных полок и т.д.

Смысл проекта уведен от танцевального движения к сопутствующему виртуально-психоаналитическому антуражу и теряется где-то между брезгливыми попытками пожевать кровавую требуху и кокетливым обнажением эстетичных тел танцовщиков.

Покончив с последним эпизодом, зритель получает число, по которому на сайте компании может прочесть некий психоаналитический вывод о себе самом, туманный, но занимательный, как игра в вист с подсознанием.

Мария ЛЬВОВА

  • Сцена из видеоинсталляции “Музей вымысла. I. Империя”.

Museo de la Ficcion ® Studio Matias Umpierrez

«Экран и сцена»
№ 21 за 2018 год.