Еще не время итогов

К 80-летию оператора Николая Владимировича НЕМОЛЯЕВА

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ

“Случай с Полынином” (вместе с Генри Абрамяном), 1970, режиссер Алексей Сахаров

“Старики-разбойники” (вместе с Генри Абрамяном), 1971, режиссер Эльдар Рязанов

“Обыкновенное чудо”, 1978, режиссер Марк Захаров

“Не стреляйте в белых лебедей”, 1980, режиссер Родион Нахапетов

“Покровские ворота”, 1982, режиссер Михаил Козаков

“Курьер”, 1986, режиссер Карен Шахназаров

“Город Зеро”, 1988, режиссер Карен Шахназаров

“Цареубийца”, 1991, режиссер Карен Шахназаров

“Ретро втроем”, 1998, режиссер Петр Тодоровский

“Ключ от спальни”, 2003, режиссер Эльдар Рязанов

“Натурщица”, 2007, режиссер Татьяна Воронецкая

“Зоя”, сериал, 2010, режиссер Виталий Павлов

 

Волшебнику захотелось пошалить и вместо того, чтобы сделать что-нибудь полезное для хозяйства, как просила его жена, сочинил сказку про любовь…

С одной стороны – сказка давала множество возможностей поиграть с изображением; с другой – трудно было не поддаться искушению, не переиграть, сохранить баланс. Оператор Николай Немоляев возможностями воспользовался и не переиграл.

“Обыкновенное чудо” Марка Захарова и Николая Немоляева (по словам Николая Владимировича, на этом фильме он смог наиболее полно проявить себя как оператор) обезоруживает своей волшебностью. Оно прозрачно, открыто, мудро, свободно.

Изображение “Обыкновенного чуда” соткано из света, цвета, движения. Камера легко кружит в нарочито театральном пространстве, в декорациях старого дома; в картинной раме без картины то и дело возникают персонажи действа, зеркала их раздваивают, огонь приближается так близко, что боишься обжечься.

Лампа с парусником, букеты засушенных трав и цветов, осколки разбитого блюдца, искусственные деревья, струящиеся занавеси, молоко, переливающееся из кружки на стол, медный тазик для варки варенья, натюрморт с листьями папоротника и бабочками, песочные часы и еще одни – с гигантским циферблатом… Здесь по-иному течет время. А бытовые подробности поднимаются до метафоры.

Через несколько лет Николай Владимирович снимет телефильм “Покровские ворота”. Ретрокомедию с легким привкусом ностальгии, воспоминание о безвозвратно ушедшей молодости.

Конец 50-х. Шумная коммуналка – перекресток историй и судеб, где кипят страсти-любови-разлуки. Улицы, бульвары, дворы, дома, церк-вушки. Новая Москва словно наплывает на старую Москву. Но больше всего Немоляева, похоже, привлекали не столько городские пейзажи, не столько сама столица без пробок и корявых новоделов, сколько персонажи-горожане. Актерам комфортно в предлагаемых обстоятельствах, а комфортные условия созданы при непосредственном участии оператора. Он увлечен исполнителями, приближает их к нам, укрупняет – возникает потрясающая портретная галерея.Кадр из фильма “Обыкновенное чудо”

На счету у Николая Владимировича порядка пятидесяти картин, а если взять сериальную серию за отдельный фильм, то получится за семьдесят. Разброс жанров, времен, историй, персонажей, сюжетных поворотов. И в каждом из фильмов его камера, добросовестно следуя за режиссерским замыслом, осваивает любые пространства. Будь то современный мегаполис в “Курьере”; стройплощадка с бетонной пылью в производственной драме “Зина-Зинуля”. Или абсурдистский “Город Зеро”, этакий “город потерянного времени”, где протекает странная, со своим ходом событий жизнь, где герой постоянно погружается в пугающую пустоту.

Иллюзия и реальность, множество мучительных вопросов без ответов, странные игры разума в “Цареубийце”.

Внимание к, казалось бы, незначительным деталям, приметам деревенского бытия в картине “Не стреляйте в белых лебедей” по Борису Васильеву; общие планы, портреты, панорамы, вписывающие персонажей в окружающий их мир природы.

В восьмисерийном байопике “Галина”, основанном на фактах из жизни дочери генсека Брежнева, множество действующих лиц, а время действия растянуто на несколько десятилетий, – пожилая женщина, помещенная в психушку, оказывается один на один со своими воспоминаниями. Оператор не стилизует изображение под хронику 70-х и 80-х, а возвращает их на экран, проникает в эпоху, воссоздает атмосферу, чтобы напомнить нам, как это было, чтобы освободиться от груза прошлого и идти дальше.

Елена УВАРОВА

  • Кадр из фильма “Обыкновенное чудо”
«Экран и сцена»
№ 13 за 2018 год.
Print Friendly, PDF & Email