Мужество жить

Сцена из спектакля “Море деревьев”. Фото И.ПОЛЯРНОЙВ конце апреля подвел итоги XV “Арлекин” – Всероссийский фестиваль и национальная премия театрального искусства для детей. К своему 15-летию форум на базе Санкт-Петербургского детского музыкального театра “Зазеркалье” получил дополнительное госфинансирование, теперь театру-победителю вручают 1 миллион рублей вместо 300 тысяч. Этой весной главная награда вместе с букетом других номинаций досталась Упсала-цирку – единственному в мире цирку для хулиганов – за работу Яны Туминой “Я Басё” по мотивам хокку японского поэта (она же лауреат фестиваля “Золотая Маска”-2018 в номинации “Эксперимент”).

Лучшую женскую роль (София Никифорова), лучшую работу художника-постановщика и художника по костюмам (Мария Лукка), лучшее пластическое решение (Римма Саркисян) и музыкальное оформление (Елизавета Бородулина) жюри увидело в спектакле “Птицы” Марии Романовой. Он был поставлен на средства призового фонда “Арлекина”, полученные Театром имени Ленсовета в 2016 году за “Странствия Нильса”. Другая постановка, появившаяся благодаря премии, – “Сказка о попе и работнике его Балде” Национального театра республики Карелия (режиссер Вячеслав Поляков). Победители прошлого “Арлекина” отмечены жюри как лучший актерский ансамбль.

Лучшей женской и мужской ролью назвали работы Юлии Волковой и Данилы Арикова в постановке “Дурацкие дети. Леля и Минька” Светланы Ивановой-Сергеевой, Центр имени Вс. Мейерхольда. Ну а юные зрители “Арлекина” лучшим спектаклем признали балет “Снежная королева” хореографа Петра Базарона (Театр балета “Щелкунчик” из Екатеринбурга). Всего в 2018 году на “Арлекине” показали 9 конкурсных спектаклей и столько же внеконкурсных, не считая читок и эскизов. Примерно половина из них имела маркировку “12+”.

Особое внимание в этот раз решили уделить подростковой аудитории: в российском театре давно ищут, но никак не могут найти с ней общий язык. Путь к сердцу тинейджера смелые режиссеры искали через комикс. Например, Екатерина Корабельник в постановке “Спасти Супербелку” вписывает семейную драму в мир фантазий ребенка – двухмерную видеопроекцию, которая тут же, на краю сцены, создается руками художников. Спектакль получил специальную премию “За успешное освоение нового театрального жанра – спектакля-комикса”.

Более объемным во всех смыслах оказался внеконкурсный спектакль “Море деревьев” – режиссерский дебют Филиппа Авдеева, актера московского “Гоголь-центра”. На фестивале его отметили премией Ассоциации театральных критиков России, выразив солидарность профессионального сообщества с бездоказательно осужденными фигурантами по делу “Седьмой студии”: Кириллом Серебренниковым, Алексеем Малобродским, Софьей Апфельбаум и Юрием Итиным. Но постановка выстрелила, конечно, не только из-за печального социально-политического контекста (ее девиз “Фантазируй, пока не сдохнешь!” становится нынче кошмарной реальностью).

“Море деревьев” конгениально молодежной субкультуре, о которой режиссеры старшего поколения догадываются смутно, а потому беспомощны в попытках ее имитации. Тут же полная иллюзия, что спектакль сделан самими подростками. Он развивается по законам японских комиксов манга, использует отсылки к аниме и другим жанрам, популярным среди школьников. Клиповый монтаж, черный юмор и абсурд, электронная музыка (написана Антоном Севидовым, солистом электропоп-группы “Tesla boy”), жаргонный язык и пародия на все и вся: родителей, силовиков, массовую культуру – каждого, кто претендует на то, чтобы звать себя властью. Но, как дают понять на площадях сегодняшние подростки-максималисты, у них альтернативное мнение – “Мы здесь власть”.

Драматургия и сценическая форма адекватны друг другу. Свое “приключение для отважных детей” Люба Стрижак сочинила специально для “Гоголь-центра”, приняв в 2014 году вызов написать пьесу мечты. Получилась полная подростковой романтики и протеста притча-фантасмагория про инициацию, первую любовь, преодоление смерти (лес Аокигахара, чье название переводится как “Море деревьев”, – самое популярное в Японии место для ухода в лучший мир).

Насколько реалистична счастливая развязка истории? Сказочность финала подводит к печальной мысли. В представлении многих подростков, взрослеть – значит терять талант фантазии и чувство юмора, терять свободу и себя настоящего, приспосабливаясь к ожиданиям социума. Законы реальности противоречат сути творческой личности, которой по определению является ребенок. Потому-то в “Море деревьев” 12-летний Ларс – альтер эго главного героя, немножко социопат, немножко пират, ковбой и самурай – перед счастливым воссоединением влюбленных совершает харакири. Таким как он нет места в этом мире. Звучит по-юношески пафосно, но в качестве метафоры расставания с иллюзиями детства очень точно.

Отрефлексировать мировосприятие зрителя-подростка пытались и в специальной программе фестиваля. Ее составили семинары для руководителей ТЮЗов, образовательная программа для критиков, презентации и, конечно, лаборатории. Первая – “Театр.КОМ”, по комиксам, совместная с издательством “Бумкнига”. В нее вошли 4 эскиза спектаклей, а также мастер-классы, творческие встречи с авторами, лекция “Комиксы как вид искусства”. Вторая режиссерская лаборатория – “Маленькая ремарка” – организована “Арлекином” вместе с конкурсом новой драматургии “Ремарка”. Появившаяся в прошлом году номинация – масштабный конкурс русскоязычной драматургии для детей, и “Арлекин” приготовился вести с ним многолетнюю дружбу.Сцена из спектакля “Спасти Супербелку”. Фото предоставлено ЦДР

Судя по выбору экспертов, сейчас одна из основных задач детского искусства – психологическая поддержка юношей и девушек. Сложно бывает не только, когда тебе 14, но в этом возрасте все-таки особенно. Известная шутка – “первые 40 лет детства – самые сложные в жизни мальчика”, недалека от истины. Психолог Наталья Колмановская заверила гостей фестиваля, что взросление нынче длится примерно до 30 лет, так что целевая аудитория “подростковых” спектаклей гораздо шире, чем может казаться. На лекции по японскому детскому театру директор театрального фестиваля Окинавы, Хисаиши Симояма, сформулировал главное: “Мы должны научить наших детей мужеству жить”. На его родине само-убийство – основная причина смерти подростков. Россия же по-прежнему сохраняет одно из лидирующих мест в мире по количеству суицидов среди несовершеннолетних, уступая только Гайане и Шри-Ланке (статистика ВОЗ за 2015–2016 годы).

И причина далеко не в “группах смерти” и мифических “синих китах”. По данным МВД России, первое место в списке смертельно опасных обстоятельств занимают любовные переживания и разочарования в дружбе (30%), второе – конфликты в семье и школе (29%), третье – затяжная депрессия (10%). По мнению психологов, болезнь может быть связана как с личными проблемами, так и с общим отчаянием: дети не видят для себя перспектив в мире взрослых. То самое настроение, что зафиксировал спектакль “Море деревьев”, и именно за это многие ополчились на постановку с критикой. Но зря! Сам факт разделенного чувства страха, да еще и в такой ироничной форме, способен дать мощную психологическую разрядку.

“Маленькая ремарка” выручала тех, кому не хватало более жизнеутверждающих примеров. С лонг-листом конкурса и финалистами можно ознакомиться на официальном сайте, нам же показали работы по четырем текстам: “Дыня” Керен Климовски, “Бабочки” Анастасии Букреевой, “Всем кого касается” Даны Сидерос и “Фото топлес” Натальи Блок. Три из них были представлены в формате читок, а вот “Дыня”, набравшая у ридеров наибольшее число голосов, удостоилась полноценного спектакля. Постановку сделала режиссер Евгения Львова совместно с актерами детской театральной мастерской “Гвозди” из Пскова и их родителями.

Этот текст совмещает юмор, поэтику абсурда и сюрреализма с впечатляющей психологической достоверностью. Для драматурга, по ее же признанию, он стал результатом самостоятельной арт-терапии. В “Дыне” Климовски объединила множество травматичных для ребенка тем, позаимствованных из собственного детства. Здесь проработан и развод родителей, и наивный интерес к смерти, и первая несчастная влюбленность. Но главное (что смелой фантазией драматурга превращает маленькую Дину в желтую спелую Дыню) – тема родительского гиперконтроля и гиперопеки, отношения к ребенку как к объекту частной собственности.

Режиссер пытается разрушить вертикаль пьесы, для чего вместо трех персонажей выводит на сцену толпу пап, мам и детей разного возраста. Полифония голосов и четкий пластический рисунок подчеркивают ритм текста и позволяют отыгрывать оттенки смысла. А в процессе репетиций команда спектакля вместе с психологом Юлией Заремской еще и приблизилась к пониманию, где же проходят личные границы в отношениях отцов и детей. В общем, именно на режиссерских лабораториях случались одни из главных открытий этого фестиваля.

Верится, что молодая литература и театры, готовые работать с новой драматургией и формами, научат детей ответственности за окружающий их мир. А значит, и мужеству жить. Будем следить за дальнейшим сотрудничеством “Арлекина” с конкурсом “Ремарка”.

Александра СОЛДАТОВА
  • Сцена из спектакля “Море деревьев”. Фото И.ПОЛЯРНОЙ
  • Сцена из спектакля “Спасти Супербелку”. Фото предоставлено ЦДР
«Экран и сцена»
№ 9 за 2018 год.
Print Friendly, PDF & Email