Все лучшее – женщинам

Джеффри Раш в фильме “Гений”Кинофестиваль Трайбека, проходящий ежегодно в конце апреля в Нью-Йорке, молод в сравнении с другими американскими фестивалями. Ему всего 16 лет, в то время как старейший из них – МКФ в Сан-Франциско – только что отметил свое 60-летие.

До Сандэнса, лидера американского фестивального движения, Трайбеке пока не дотянуться. Сандэнс определился с самого начала как фестиваль независимого кино. И хотя эта “независимость” весьма относительна, и Сандэнс рад принимать у себя голливудских звезд и акул американского кинобизнеса, все же в “битве титанов”, в состязании с Робертом Редфордом, основателем Сандэнса, Роберт Де Ниро, основатель Трайбеки, пока проигрывает. Даже несмотря на то, что несколько лет назад ему удалось переманить к себе самого Джеффри Гилмора, легендарного программного директора кинофестиваля Сандэнс.

И все же у Трайбеки есть своя ниша, свои зрители. Это благодарные жители Нью-Йорка, которые привыкли к Трайбеке и ценят свой фестиваль, созданный в трагический момент их жизни.

Tri-Be-Ca (Triangle Below Canal Street) – в переводе буквально “треугольник южнее Канал-стрит”. Канал – улица, которая тянется поперек Манхэттена, исторического ядра Нью-Йорка, и отделяет Нижний Манхэттен от Мидтауна. Та часть, что прилегает к Канал-стрит со стороны Нижнего Манхэттена, и называется Трайбека, микрорайон Нью-Йорка.

Именно здесь находились башни-близнецы, разрушенные во время террористической атаки 11 сентября 2001 года. Тогда же Роберт Де Ниро, Джейн Розенталь и Крейг Хаткофф решили – в знак протеста против терроризма, для поднятия духа жителей Трайбеки и восстановления здесь социальной и культурной активности – провести кинофестиваль, который и назвали именем этого района.

С 2002 года киносмотр стал проводиться ежегодно.

Фестивальные показы, в основном, проходят в кинотеатрах, расположенных в Трайбеке и в соседнем Челси. Вечерами там расстилают скромную красную дорожку, по которой шествуют знаменитости. Но, конечно, до ажиотажа Канн-ского или даже Сандэнского кинофестиваля Трайбеке далеко. Впрочем, сравнивать трудно – ведь и Канн, и Сандэнс в дни фестиваля фестивалем и живут. В то время как для огромного Нью-Йорка – это лишь одно из многочисленных культурных событий. Зато в отличие от слякотного январского Сандэнса, где иногда ударяет лютый мороз, Нью-Йорк утопает в апрельском пышном разноцветье – всеми оттенками розового переливаются яблони, вишни, магнолии и разнообразные экзотические кустарники.

Главной составляющей кинопрограммы Трайбеки являются два национальных конкурса – игровой и документальный; документальный в этом году был значительнее игрового и количественно, и качественно.

Фильмы международного конкурса представляли Швейцарию, Израиль, Словакию, Китай, Индию, Колумбию, Эстонию, Доминиканскую Республику, Грецию и Финляндию. Впрочем, национальную принадлежность картин определить достаточно сложно, поскольку все они являются копродукциями с большим количеством стран-участниц. Среди них уже не первый год мы напрасно будем искать Россию. К сожалению, российское кино в Трайбеке не жалуют. Зато свое – при всей формальной “международности” фестиваля – здесь представлено весьма разнообразно. От кино экспериментального, попадающего, в основном, в программу “Viewpoints” (“Точки зрения”), до телепремьер (первая часть сериала “Гений” с Джеффри Рашем и Эмили Уотсон).

От широкой панорамы сегодняшнего американского кино в большой программе (игровой и документальной) “Spotlight” (“В фокусе”) до короткометражек и ужастиков из программы “Midnight” (“Полночь”).

И, конечно, огромной популярностью пользуются “Tribeca Talks” (“Трайбекские беседы”): встречи звезд – как участников фестивальной программы, так и приглашенных – с фестивальной публикой. Здесь может находиться и пресса (записываться нужно задолго заранее) в отсутствии традиционных пресс-конференций по конкурсным фильмам, и простые зрители.

Одной из частей “Трайбекских бесед” как раз и была встреча с Джеффри Рашем и Эмили Уотсон после просмотра первой серии “Гения”, где Раш играет Альберта Эйнштейна, а Уотсон – верную спутницу его жизни. Неожиданно на одной из таких “Tribeca Talks” появилась Хилари Клинтон.

Особенностью нынешнего фестиваля было огромное количество документальных фильмов, посвященных жизнеописанию знаменитостей: от Хеди Ламарр, богини красоты “Золотого века” Голливуда (“Бомба: История Хеди Ламарр” Александры Дин), до Уитни Хьюстон (“Уитни. Могу я быть собой” Ника Брумфилда и Руди Долезала).

В целом же программы Трайбеки представляют собой достаточно репрезентативную картину сегодняшнего американского кино, в котором попадаются иногда странные явления типа “гастрономического” игрового дебюта 81-летней Элинор Копполы – “Париж подождет”. Почтенная супруга почтенного Фрэнсиса Форда Копполы лет сорок назад дебютировала в кино с документальным фильмом “Сердце тьмы. Апокалипсис кинематографиста”, где речь шла о создании шедевра ее мужа. С тех пор на съемочную площадку не выходила.

Сценарий “Парижа…” Элинор Коппола, не мудрствуя лукаво, написала сама, его, собственно, в фильме нет как нет, зато на экране обильно представлены французские яства и пития. Если фильм снимался для того, чтобы сделать рекламу французской кухне, то режиссер преуспела. Если для того, чтобы дать возможность появиться на экране своим друзьям – Алеку Болдуину и Дайан Лейн, – то преуспела тоже. Если для своего собственного удовольствия – тем более. Других причин для появления этой дорожно-видовой “недоромантической” картины с короткими остановками героев для того, чтобы нам продемонстрировали, что они едят и пьют, не наблюдается.

Много грустных историй со стареющими грустными звездами: тем же Алеком Болдуином, Ричардом Гиром (“Ужин”, картина, кстати, пришла из Сандэнса), Бертом Рейнольдсом.

В картине Адама Рифкина “Собачьи годы” Берт Рейнольдс играет фактически самого себя, хотя зовут его в фильме по-другому. Поддавшись уговорам друга, старый актер принимает приглашение какого-то фестиваля, где его собираются чествовать (а до этого чествовали, по словам организатора фестиваля, самого Клинта Иствуда). На деле же это оказывается богом забытое местечко, где какой-то парень пытается что-то делать на голом энтузиазме. Старый актер представлял себе нечто вроде оскаровской церемонии, а оказался в придорожном кабачке в окружении небольшой группы подростков, для которых он – как пришелец с того света.

 

Самой же главной особенностью фестиваля Трайбека-2017 стало то, что в победители во всех пяти полнометражных категориях вышли женщины-режиссеры.

Гран-призер игрового конкурса – картина Рейчел Израэл “Сдачи не надо” (она получила также приз за лучший игровой дебют).

Лучший документальный фильм – “Бобби Джин” Эльвиры Линд.

Лучший документальный дебют – “Подходящая девушка”, сделанная индийским женским дуэтом, Сарита Хурана и Смрити Мундрха.

Греческий “Сын Софии” Элины Псику стал победителем международного конкурса.

Приз Норы Эфрон достался швейцарке Петре Вольпе за фильм “Божественный порядок”.

Что касается основного конкурса, состоявшего из десяти не слишком запомнившихся картин (в основном, это семейные истории и романтические комедии, рассчитанные на широкую публику), то в нем можно все же выделить четыре-пять. Они и стали призерами Трайбеки.

Мало кто сомневался, что главным лауреатом окажется фильм “Сдачи не надо”, где сын миллионера, аутист, влюбляется в простую девушку из своей инвалидной группы. Романтическая любовь Дэвида и жизнерадостной Сары преодолевает все препятствия. Картина была просто обречена на награду – он трогательна, полит-корректна, к тому же поставлена дебютанткой, получившей поддержку Сандэнского института.

Приз за лучший сценарий достался сентиментальной истории Ангуса Маклэчлена (он же режиссер) с трудно переводимым названием. Примерно так: “При всем изобилии доступной земли”. Речь идет о вторжении трех странных старичков на частную территорию, где, по их признанию, они провели годы молодые и где брат с сестрой, оба тоже уже не первой молодости, только что похоронили отца семейства.

Приз за лучшую операторскую работу получил Крис Тиг за фильм “Любовь после любви” (режиссер Расселл Харбох) с постаревшей, но все еще прекрасной Энди Макдауэлл .

Приз за лучшую мужскую роль – Алессандро Нивола; его герой переживает кризис среднего возраста в мелодраме “Влажность воздуха выше на один процент” Лиз Гарсии.

Лучшая актриса – Надя Александер, играющая в фильме “Обвинение” студентку школы драматического искусства.

Евгения ТИРДАТОВА

Джеффри Раш в фильме “Гений”

«Экран и сцена»
№ 10 за 2017 год.