Занимательная эльфология

Фото Д.ГЛОБИНОЙТеатр Наций не балует зрителей детскими постановками, но каждая из них становится настоящим событием. В течение нескольких лет единственным репертуарным спектаклем для детей оставался “Детский сад стихов” Полины Стружковой, стихотворно-музыкальное представление по произведениям Роберта Стивенсона, рассчитанное на самых маленьких зрителей. С появлением на Малой сцене спектакля “Осторожно, эльфы!” лауреатов “Золотой Маски” Марии Литвиновой и Вячеслава Игнатова к аудитории театра присоединились и школьники.

Жанр постановки заявлен как детектив для детей. И действительно, все начинается как детективная история. Два секретных агента-эльфолога в исполнении Сергея Мелконяна/Александра Якина и Елизаветы Мартинес Карденас предлагают зрителям принять участие в расследовании таинственного исчезновения девочки Лизы и ее родителей. На взаимодействии с аудиторией и построена основная часть спектакля. Зрителям предстоит поймать невидимого эльфа, который с невероятной скоростью перемещается по залу, поучаствовать в сборе улик и даже – в настоящем следственном эксперименте. Традиционно активнее всего в действие вовлечены первые ряды, но история получилась настолько живая и камерная, что чувство сопричастности явно не зависит от места в зале.

Довольно быстро детективная линия отходит на второй план и становится понятно, что спектакль-то совсем не об исчезновениях и поисках. История раскрывается постепенно, слой за слоем, и неспешный рассказ о жизни зимних эльфов сменяется шумным интерактивом, артисты импровизируют, фонтанируют шутками, многие из которых, кстати, придутся по вкусу не только детям, но и родителям – эдакий качественный стеб над современными трендами. Истинный же смысл повествования становится очевиден в самом конце. Спектакль поднимает далеко не новую, уже множество раз описанную в детских книгах и отыгранную в детских спектаклях и фильмах тему противостояния мира взрослых миру детей (кстати, “Детский сад стихов” Стружковой тоже об этом). Мир детства – радостный, веселый, полный волшебных приключений и слегка безумный. Мир взрослых – серый и скучный, полный проблем и забот. К какому из миров склоняются создатели спектакля, догадаться нетрудно. И путь к счастью оказывается вовсе не тернистым – достаточно бросить свою обыденную жизнь и уехать в путешествие. Именно так поступила пропавшая девочка Лиза и ее родители, которых к концу спектакля никто уже не думает разыскивать. Наоборот, зрителям предлагают за них порадоваться и даже немного позавидовать. Ведь зачем пытаться спасти того, кто счастлив?

Несмотря на очевидность посыла, рассчитанного скорее на взрослых, чем на детей – сохраняйте в себе ребенка, удивляйтесь миру – спектакль совсем не выглядит банальным. Он яркий, живой и очень красивый.

О красоте стоит сказать отдельно. Сценографом выступила Мария Литвинова. Она сделала спектакль похожим на сказочную шкатулку – довольно обыкновенную снаружи, но полную внутреннего волшебства. На сцене – единственная декорация – огромный шкаф-стенка с множеством ящичков, наверняка что-то подобное стоит дома практически у каждого зрителя. Естественно, шкаф оказывается не просто шкафом, а удивительным трансформером. Ящики и полки превращаются то в кровать, то в чемодан, то помогают артистам молниеносно исчезать и так же из ниоткуда появляться. Но главное чудо вершится тогда, когда шкаф становится огромным экраном, на котором разворачиваются теневые зарисовки. И это постоянное переключение с мира актеров на мир теней и обратно делает спектакль чем-то бОльшим, чем просто детская история и забавный интерактив.

Малая сцена Театра Наций – площадка экспериментальная. И эксперимент Литвиновой и Игнатова определенно удался. Они создали спектакль-детектив, в котором сюжет играет далеко не первостепенную роль, спектакль, распадающийся на части и при этом в итоге очень цельный, рассчитанный на детей, но главные уроки из него все же должны вынести родители.

Маша ТРЕТЬЯКОВА

Фото Д.ГЛОБИНОЙ
«Экран и сцена»
№ 3 за 2017 год.