Время, в котором мы находимся

Пишущие и снимающие о кино стараются не пропустить этот фестиваль. Он первый – из крупнейших – в году. И здесь их всегда привечают (по несколько тысяч аккредитуют), а Берлинале тем самым добавляет себе притягательности. А еще каждый год он что-нибудь открывает, продвигает, определяет. Что откроет, продвинет, определит нынешний, узнаем чуть позже, из материалов кинообозревателей “Экрана и сцены”.

А пока… Пока ожидания. Ждут и медведи (напомним: “Золотые медведи” и “Серебряные” – награды Берлинале). Они уже обосновались в городе – на фестивальных постерах.

Среди картин основного конкурса – “Возвращение в Монток” Фолькера Шлендорфа, “Обратная сторона надежды” Аки Каурисмяки, “Вечеринка” Салли Поттер, “След зверя” Агнешки Холланд, “Ночью у моря один” Хона Сан Су, “Для души и тела” Илдико Энеди, “Круг“ Терезы Виллаверде, “Ана, любовь моя” Калина Петера Нецера, “Фантастическая женщина” Себастиана Лелио, “Хорошего дня” – анимация Лю Цзяня, “Бойс” Андреса Файеля – документальная лента о художнике Йозефе Бойсе, который больше чем художник.

Жюри возглавит режиссер Пол Верховен (“Основной инстинкт”, “Робокоп”, “Звездный десант”, “Она”).

Российских картин в основном конкурсе нет, но они есть в других программах Берлинале (см. ниже). А наши классные мастера участвовали в создании нескольких фестивальных фильмов: Алексей Айги написал музыку к байопику “Молодой Карл Маркс” Рауля Пека; Алексей Родионов – оператор “Вечеринки” англичанки Салли Поттер, он же снял ее игровой дебют “Орландо”, а также “Иди и смотри” Элема Климова, сериал Николая Досталя “Штрафбат”.

В “Панораме” – “Заложники” Резо Гигинеишвили (Россия/Грузия/Польша).

Вне конкурса – “Восемь часов еще не день” (1972), отреставрированная версия минисериала Райнера Вернера Фассбиндера; еще одна немецкая

премьера восстановленной версии – “Крупного плана” (1990) иранского режиссера Аббаса Киаростами, ушедшего из жизни в прошлом году; “Трейнспоттинг 2” Денни Бойла – возвращение на экран героев “На игле” 1995-го; “Логан” Джеймса Мэнголда с Хью Джекманом, фантастический боевик, третий эпизод франшизы о Росомахе; черная комедия “Бар” Алекса де ла Иглесиа. Отдельно – сериальная секция, один-два эпизода из свежей продукции (в Венеции, например, таким образом презентовали “Молодого Папу” Паоло Соррентино).

Фильм открытия фестиваля – “Джанго”, режиссерский дебют Этьена Комара. К тарантиновскому “Джанго освобожденному” никакого отношения не имеет. Здесь главное действующее лицо – Джанго Рейнхардт, знаменитый гитарист и композитор, один из основателей европейского джаза. Джанго сыграл Реда Катеб.

В секции Berlinale Classics – обновленные “Энни Холл” Вуди Аллена, “Ночь живых мертвецов” Джорджа А.Ромеро, “Морис” Джеймса Айвори, “Терминатор 2: Судный день 3D” Джеймса Кемерона.

C 2013 года на Берлинале существует специальная программа NATIVe, посвященная коренным народам мира. В этот раз в фокусе – народы Арктики. В программу включены четыре российских фильма: короткометражка “Мальчик и озеро” режиссера-этнографа-краеведа Прокопия Ноговицына, документальные “Книга тундры: Повесть о Вуквукае – маленьком камне” Алексея Вахрушева, “Бог Дьосогой” Сергея Потапова и “24 снега” Михаила Барынина (продюсер Егор Макаров, якутский ресторатор, путешественник). 24 снега – это 24 зимы. Столько уже Сергей, герой фильма, живет в Заполярье и выращивает лошадей особой якутской породы. На экране – год из жизни коневода, от снега до снега. Через весну, лето с национальным праздником, скачками (в них побеждают лошади Сергея), рыбалкой на сбросившей ледяной покров Лене, встречей с домашними, сенокосом. Признается: “Быть здесь – значит, работать”. Такая вот работа.

Если что-то в мире происходит – жди на Берлинале кинематографического отклика. В прошлом году “Золотого медведя” здесь получила документальная картина “Море в огне” Джанфранко Рози, снятая на итальянском острове Лампедуза, куда стекались бегущие от войн и голода мигранты. В рамках нынешней программы Berlinale Special покажут фильм российского документалиста Аскольда Курова “Процесс” о суде над Олегом Сенцовым. Аскольд Куров снимал судебные заседания, снимал момент вынесения приговора. В одном из интервью – признание режиссера: “Мне хочется, чтобы этот фильм не просто рассказал об историческом времени, в котором мы сейчас находимся, а чтобы он помог Олегу, помог другим политическим заключенным”.

Алена ДМИТРИЕВА

«Экран и сцена»
№ 2 за 2017 год.
Print Friendly, PDF & Email