Чертям переполох

Премию получает Марина Светаева. Фото Л.БУРМИСТРОВАТретья церемония награждения авторов, пишущих о театре, премией “Театральный роман” за 2016 год состоялась в Каретном сарае Театрального музея имени А.А.Бахрушина. Символ премии – неувядающий и целебный чертополох, чье название, по преданию, расшифровывается как “чертям переполох”. На конкурс поступило 150 заявок, из которых эксперты отобрали 27 книг для “длинного списка” и 7 – для “короткого”.

На вручении премий эксперты, жюри и авторы единодушно признавали, что хороших книг о театре становится все больше и делать выбор все сложнее.

Жюри, возглавляемое художественным руководителем театра “Сатирикон” Константином Райкиным, – дирижер Феликс Коробов, режиссер Дмитрий Крымов, театровед Дмитрий Родионов, искусствовед Дмитрий Трубочкин, актриса Галина Тюнина – определило лауреатов. Ими стали:

Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ) – специальная премия “За активный вклад в издательскую деятельность”.

Инна Соловьева. Первая студия. Второй МХАТ. Из практики театральных идей ХХ века. – М.: НЛО., 2016.

Сергей Черкасский. Мастерство актера. Станиславский – Болеславский – Страсберг. История. Теория. Практика. – М.: РГИСИ, 2016.

Виктор Березкин (посмертно). Искусство сценографии мирового театра. Том 2. Вторая половина ХХ века. В зеркале Пражских Квадриеннале 1967–1999 годов. – М.: Editorial URSS, 2016, и Искусство сценографии мирового театра. Том 3. Мастера XVI–XX веков. – М.: Editorial URSS, 2016.

Георгий Товстоногов, Аркадий Кацман. Беседы о профессии: Стенограммы лекций на I-III курсе режиссеров драматического театра, 1982–1985 годы. Составитель Л.В.Грачева. – СПб.: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, Чистый лист, 2015.

Сергей Цимбал. Острова в океане памяти. – СПб.: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2015.

Дополнительные Премии присуждены:

Владимир Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. 1909–1913. Санкт-Петербург / Под общей редакцией М.Г.Светаевой; Подготовка текста М.В.Львовой и М.В.Хализевой; Комментарии М.Г.Светаевой, Н.Э.Звенигородской и М.В.Хализевой. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2016.

Валерий Фокин. Беседы о национальном театре. – СПб.: Балтийские сезоны, 2016.

Попечительский совет премии в лице бизнесмена Хуго Эрикссена, вдохновленный энергетикой мероприятия, пообещал, что география премии в следующем году будет расширена. Эксперты, в свою очередь, выразили надежду на то, что в числе будущих заявок окажутся издания о театре для детей, их в стране ощутимо не хватает.

Не сумевший присутствовать на церемонии номинант, а как выяснилось, и лауреат Сергей Черкасский прислал в адрес премии “Театральный роман” благодарное и увлекательное письмо, чей текст мы предлагаем читателям. На церемонии его зачитывали выпускники мастерской С.Д.Черкасского Санкт-Петербургской академии театрального искусства Михаил Лукин (Театр на Таганке), Данила Калабин (Центр имени Вс. Мейерхольда) и Анна Калабина (Театр имени Евг. Вахтангова).

 

Дорогие и уважаемые коллеги!

Я хочу начать с извинения. Получилось так, что сегодня, в день столь знаменательный для российского театра, я – к огромному моему сожалению! – не могу быть с вами. Глупая неразбериха с авиабилетами не позволила мне вовремя вернуться из Парижа. По иронии судьбы я был приглашен сюда на доклад в Сорбонну и на мастер-класс, чтобы рассказать о Станиславском, о Болеславском и о Страсберге. То есть о героях той самой книги, которая столь высоко оценена премией “Театральный роман”.

Хотя сейчас, когда выпускники моей мастерской Санкт-Петербургской академии театрального искусства зачитывают это письмо, я, в отличие от всех вас, еще не знаю результатов окончательного голосования глубокоуважаемого жюри. И поэтому моя радость по поводу сегодняшнего праздника театра, который организован Музеем Бахрушина, абсолютно бескорыстна!

А рад я, и даже счастлив, потому что у нас существует премия, аналогов которой нет нигде в мире. (Французские коллеги тут просто завистью исходят, когда я им рассказываю о ней.) Действительно, Театральный музей имени Бахрушина, точно угадав, а во многом и способствуя отечественному буму театрально-исследовательской литературы, создал уникальную премию. А значит и Музей, и все, кто работает в жюри или в экспертном совете премии “Театральный роман”, и все, кто поддерживает премию, – заслуживают огромной благодарности и низкого поклона.

А еще я хочу поклониться моим сегодняшним конкурентам – номинантам на премию. Для меня большая честь оказаться именно в вашей компании. Я мог бы часами рассказывать, как издавна зачитывался вашими книгами, или засматривался вашими спектаклями.

Я помню, как лет тридцать назад выбирал художника для своей постановки шекспировской “Меры за меру” именно по давним статьям Виктора Иосифовича Березкина. А потом с радостным изумлением видел, как написанные им тома год за годом складываются в уникальную, всеобъемлющую энциклопедию – и сегодня без нее осмысление развития мировой сценографии уже просто невозможно.

Помню, как вместе со студентами-режиссерами пробирался на один из моих любимых спектаклей Валерия Владимировича Фокина “Нумер в гостинице города NN”. В Петербурге попасть на этот гастрольный спектакль было просто невозможно, и мы, тайком проникнув в театр, просидели прямо под декорацией чуть ли не два часа – лишь бы увидеть этот, безусловно, выдающийся спектакль. Который, кстати, чуть позже стал основой замечательной книги.

Никогда не забыть мне и того, как уже со студентами последнего актерского выпуска мы набились в маленький кабинет Инны Натановны Соловьевой, чтобы через нее пожать руку всем тем первостудийцам, которых она знала. В тот момент мы были увлечены нашим проектом реконструкции педагогики Первой студии МХТ и репетировали “Гибель “Надежды” и “Сверчка на печи”. И видели бы вы, как светились глаза студентов-актеров от рассказов Инны Натановны и как после они волновались, когда она пришла на наши спектакли.

А как же мне не помнить многочисленные беседы с Ириной Сергеевной Цимбал, уникальным специалистом по американскому театру, которые мы вели во время неспешных лесных прогулок в Доме творчества СТД “Молодежный”. Вот уж поистине “океан памяти”. А еще именно Ирине Сергеевне я доверял читать первые варианты моей книги, и помощь ее была бесценна.

Помню также как важнейший момент в моей режиссерско-педагогической жизни, как Георгий Александрович Товстоногов на одном из экзаменов походя отчеканил формулировку: “Режиссерское решение это то, что можно украсть!” Это было сказано, чтобы втолковать режиссеру-дипломнику, чем отличаются общие, размытые слова от подлинного и конкретного режиссерского решения спектакля и сцены. Как часто я цитирую эти слова уже своим студентам, как часто проверяю собственные работы этим точным правилом: “Режиссерское решение это то, что можно украсть!” Спасибо Ларисе Вячеславовне Грачевой, сделавшей так, что уроки Товстоногова-Кацмана стали доступны еще большему числу режиссеров.

Мое воображение распалилось, и я чуть было не стал вспоминать встречи с …Владимиром Аркадьевичем Теляковским! Хотя пятитомное издание дневников Теляковского (сейчас идет работа над шестым, последним) поистине делает его присутствие в нашем театральном мире почти осязаемым, словно мы все с ним встречались или могли встретиться. И за эту чудесную аберрацию – спасибо всему замечательному коллективу, работающему над этим продолжающимся изданием под руководством Марины Григорьевны Светаевой.

Написал все это – и еще больше расстроился, что сегодня, дорогие и уважаемые коллеги (а я уверен, что в зале находится еще много дорогих для меня создателей замечательных театральных изданий), я не вместе с вами в Каретном сарае.

Но главное, премия “Театральный роман”, присуждаемая сегодня уже в третий раз, – живет и развивается. И я уверен, что она, равно как и книги, к которым премия привлекает внимание, еще долго будут способствовать важнейшим процессам в современном театре.

Когда-то Павел Александрович Марков назвал “Театральный роман” Булгакова рассказом о недостатках театра вообще. Премия “Театральный роман” – это наш коллективный рассказ о достоинстве театра.

Спасибо вам! Спасибо!

Сергей ЧЕРКАССКИЙ

Премию получает Марина Светаева. Фото Л.БУРМИСТРОВА

«Экран и сцена»
№ 24 за 2016 год.
Print Friendly, PDF & Email