Праздники, которые уже с тобой

Фото Р.АСТАХОВАНад черной пустотой висит гирлянда разноцветных лампочек. Посреди сцены – небольшой помост. Мужчина и женщина выходят, поднимаются на помост и встают рука об руку лицом к зрителям. Счастливо найденная мизансцена фиксируется и не меняется до самого окончания спектакля. Это – “Праздники будущего” английской группы “Forced Entertainment”, показанные на фестивале NET.

Коллективное сочинение, срежиссированное Тимом Этчеллсом, – не художественный перформанс, хотя компания из Шеффилда прежде всего художники, а уж потом люди театра. Никаких спецэффектов, только разговор двоих. Диалог о том, какое будущее ждет нашу планету, поочередные реплики, нанизываемые одна на другую.

– Может быть, в будущем людей на Земле станет так много, что они будут стоять, прижавшись друг другу, как в транспорте в час пик.

– Или, наоборот, останется всего пять человек, и каждый из них будет жить на своем континенте.

– Или их останется пятеро, и они будут жить в одном доме, между ними будут возникать разные отношения, а один человек при этом всегда будет оставаться лишним…

Час двадцать размышлений о будущем – прогнозов, гипотез, шуток. Одна из основательниц “Forced Entertainment” Кэти Найден и регулярно сотрудничающий с группой актер Джереми Киллик поочередно примеряют маски скептиков и оптимистов, романтиков и циников, фантазеров и реалистов. Если одному из собеседников привидится картина всеобщего благоденствия, то другой по контрасту нарисует мрачный апокалиптический сценарий, который закончится запуском с гибнущей Земли космического ковчега, населенного по принципу, сформулированному впервые еще во времена Ноя. В этот момент понимаешь, что присутствие на сцене именно мужчины и женщины тоже не случайно.

В разговорах “Праздников будущего” скрыто много подтекстов. Перед нами приоткрываются мужские и женские фантазии, страхи, мечты. Исполнители временами откровенно лицедействуют, а временами доверительно обращаются к нам от первого лица. Может показаться, что часть реплик импровизируется на ходу, в ответ на реакцию публики. Но нет: титры синхронного перевода на русский язык точно следуют за диалогом и разрушают эту иллюзию. Разрушают к большому сожалению, так как зыбкость, неопределенность статуса исполнителя на сцене – один из важных художественных приемов из арсенала “Forced Entertainment”. Без этого “Праздники будущего” могут показаться не более чем удачным стендап-шоу, сторителлингом. На самом деле это игра в сторителлинг, взгляд на модный жанр со стороны. Чтобы лучше объяснить эту мысль, потребуется перенестись на 17 лет назад.

В 1999 году на фестивале “Контакт” в Торуне автор этих заметок увидел необычный спектакль, который назывался “Quizoola!”. Сразу даже было не понять, спектакль это или просто игра. Два человека в клоунском гриме сидят за столом. Один спрашивает, другой отвечает. Вопросы были напечатаны на десятках, если не сотнях листов бумаги (толстенная пачка формата A4). Порядок, в котором листы идут один за другим, случаен. Можно задавать и непредвиденные вопросы. Ответы могут быть как серьезными, так и шуточными. Время от времени спрашивающий и отвечающий меняются местами. И так шесть часов подряд.

Для зрителей была сделана поблажка – во время спектакля можно было свободно входить и выходить из зала. Но уходить, честно говоря, не хотелось. Понемногу ты втягивался в этот марафон, начинал примерять какие-то вопросы на себя, пытался понять, в каких ответах звучит правда, а в каких ложь, вздрагивал от чересчур прямолинейного вопроса личного характера.

Можно ли назвать “Quizoola!” стендап-шоу? Уж точно нет, скорее допросом, дознанием. Вроде бы нехитрые правила, по которым было выстроено представление, позволяли затронуть такие сущностные для природы театра темы, как соотношение между актером и персонажем, искренность и фальшь на сцене, значение импровизации в сценическом искусстве. Плюс они давали возможность высказаться на злободневные темы.

Точно такого же включения зрительского сознания добиваются “Праздники будущего”. Посмеиваясь над комическими преувеличениями некоторых предсказаний, через минуту ты произносишь мысленно: “А это уже давно стало реальностью”, особенно когда речь идет о тотальном контроле над людьми, о безразличии общества к насущным проблемам, о политической кухне. Целясь в завтра, “Forced Entertainment” (“Принудительные развлечения”) подозрительно часто попадают в сегодня. Судя по всему, праздники будущего уже с нами.

Дмитрий АБАУЛИН

Фото Р.АСТАХОВА

«Экран и сцена»
№ 24 за 2016 год.