Особое вдохновение

Итоговый показ работ в ЦДХ. Фото А.КУРОВА4 декабря в Москве завершился Первый форум-фестиваль инклюзивных искусств «Вдохновение». За день до этого в Центре имени Вс.Мейерхольда состоялась премьера спектакля «Биофикш. Где заканчивается реальность?», поставленного интегрированным театром-студией «Круг II» и немецкой труппой «Тиква». Через день на фестивале NET был сыгран спектакль «Gala» Жерома Беля c участием людей с ограниченными возможностями, а в это время на вручении премии «Звезда Театрала» спектакль «Особые люди», посвященный судьбам детей-аутистов в современном российском обществе, наградили в номинации «Лучший социальный проект в театре». Прошедший фестиваль «Вдохновение» еще больше расширил наши представления о самых разных жанрах инклюзивного искусства.

За музыкальный блок отвечала столичная театральная студия «Круг II» и автономная некоммерческая организация «Второй шанс» из Новосибирска. Московская студия инклюзивного танца «Одухотворение» и «Диалог Данс» из Костромы показали, как раскрываются возможности любого человека в танце. «Театр равных» привез из Воронежа отрывок спектакля, в котором артисты с ограниченными возможностями играют вместе с профессиональными исполнителями. А Санкт-Петербургская анимационная студия «ДА» презентовала сборник мультфильмов, сделанных «особенными» детьми.

В рамках форума состоялась конференция «Особое искусство – успешные современные практики», объединившая не только разные виды искусств, но и разные поколения. Кто-то имеет почти 30-летний опыт работы в социальном театре, кто-то активно развивает свои коллективы в этом направлении лишь последние несколько лет.
Ирина Грудина, директор Студии «ДА», открыла круглый стол докладом о специально разработанной программе мульттерапии для «особых» детей. Директор школы-интерната для глухих детей, художественный руководитель и режиссер театра «Пиано» из Нижнего Новгорода Владимир Чикишев рассказал об уникальном опыте синергии театрального организма и «особого» учебного заведения: о том, как театр оказывается местом, благодаря которому становится возможным развитие самого интерната – увеличивается количество спонсоров, активизируется внимание властей, появляются возможности для капитального ремонта, творческого оформления интерьеров и т.д.

Художественный руководитель и режиссер театра-студии «Круг II» Андрей Афонин поделился размышлениями об эстетике инклюзивного театра. Его коллектив стремится к тому, чтобы «особый» театр был действительно особым, чтобы он открывал новые грани в сценическом языке, в отношении к телу, жесту, мимике, голосу. Главное событие на сцене «особого» театр – актер. Также Андрей Афонин говорил о воспитании самостоятельности «особых» людей, о том, что важно не только чему-то их обучить в плане театра, но научить их ответственности за самих себя – в быту и в жизни.
Директор воронежского «Театра равных» Валерия Маламура подробно рассказала о создании единственного в городе социального театра – его структуре, работе с фондами, коммерческими организациями, взаимодействии с органами власти и роли «сарафанного» радио в привлечении спонсоров, а также о том, что «Театр равных» принимает участие не только в инклюзивных, но и в обычных фестивалях. Это позволяет создавать единый театральный контекст и расширяет горизонты ожидания зрителей.

Руководитель проектов петербургского «Упсала-Цирка» Александрина Ионова познакомила с методом цирковой педагогики в работе с детьми с синдромом Дауна. Доцент кафедры управления человеческими ресурсами Высшей школы экономики Валерия Устинова обратила внимание участников, большинство из которых помимо художественной деятельности вынуждены заниматься и организационной работой, на стандартные заблуждения и ошибки в реализации творческих проектов.

Хореограф и основатель танцевальной студии «Диалог Данс» в Костроме Евгений Кулагин рассказал о работе в детдомах и профессиональных театрах, в том числе о постановке спектакля «Прикасаемые», участники которого до начала репетиций могли передвигаться только в сопровождении поводыря. Главная цель «Диалог Данс» – добиться такой степени адаптации людей, чтобы «особость» была не заметна.

Участники конференции в один голос говорили, что стремятся к тому, чтобы «особые» люди на сцене вызывали не жалость, а уважение и восхищение, и мечтают о поддержке социального искусства на постоянной основе как части государственной политики.

В рамках фестиваля состоялась премьера инклюзивного спектакля «Забытые сказки» в постановке Андрея Афонина и был сыгран созданный Фондом «Со-единение» и Театром Наций спектакль «Прикасаемые», где задействованы слепоглухие и зрячеслышащие актеры.

Одним из важных событий фестиваля стала лекция театрального критика, арт-директора Центра имени Вс.Мейерхольда Елены Ковальской «Социальный театр: про что и для кого», в ней шла речь о философии инклюзивного искусства, о расширении границ привычного нам театра, об инклюзивном спектакле как о терапии не только для его актеров, но и для зрителей.
По итогам межрегиональной конференции была создана резолюция – ряд конкретных предложений по развитию и популяризации социального искусства в России. Организаторы фестиваля обещают передать их в Министерство культуры Российской Федерации. Междугороднее такси Одинцово недорого Комфорт,качество,надежность
Анна ЧЕРНЫХ

Резолюция круглого стола
«Особое искусство – успешные социальные практики»

Мы, представители общественных и государственных организаций, арт-менеджеры, работающие в сфере инклюзивного искусства, по итогам круглого стола «Особое искусство – успешные социальные практики» единогласно приняли резолюцию о необходимости нижеследующего:

1. Совместно координировать усилия по развитию инклюзивной сцены.

2. Совместно с профильными органами власти разработать систему государственной поддержки инклюзивных проектов и организаций, работающих в разных видах искусства с людьми с ОВЗ.

3. Инициировать регулярный мониторинг организаций, занимающихся инклюзивных искусством и поддерживающих социальные проекты в РФ, а также создать открытый информационный ресурс, который будет отражать актуальную карту социального искусства страны.

4. Фиксировать успешные формы реализации отечественных инклюзивных проектов, благодаря которым развиваются интернаты, детские дома и другие социальные учреждения, и применять опыт этих коллективов.

5. Создавать регулярные междисциплинарные форумы, встречи и фестивали, на которых организации, занимающиеся инклюзивным искусством, представители бизнеса, фонды, государственные власти смогут обсуждать насущные вопросы и вырабатывать сценарии развития этого важнейшего для культуры направления.

6. Рекомендовать Министерству образования и науки РФ разработать и регулярно проводить образовательные курсы и курсы повышения квалификации для руководителей, топ-менеджеров и др. работников организаций, чья деятельность связана с инклюзией и социальным искусством.

7. Рекомендовать организаторам, продюсерам и арт-директорам профессиональных театральных, музыкальных, танцевальных и др. фестивалей включать в программу инклюзивные и социальные проекты для создания единого театрального контекста.

8. Разработать критерии оценки и этические нормы, которые позволят обсуждать инклюзивное искусство на профессиональном уровне.

Владимир Чикишев, директор школы-интерната для глухих детей, художественный руководитель и режиссер театра «Пиано» (Нижний Новгород)

Андрей Афонин, председатель Регионального отделения Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности», художественный руководитель и режиссер Интегрированного театра-студии «Круг II» (Москва)

Валерия Маламура, директор «Театра равных» (Воронеж)

Александрина Ионова, руководитель проектов «Упсала-Цирк» (Санкт-Петербург)

Валерия Устинова, доцент кафедры управления человеческими ресурсами факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ, педагог театра «Et Cetera» (Москва)

Евгений Кулагин, хореограф и основатель танцевальной компании «Диалог Данс» (Кострома)

Александр Березовский, директор АНО «Второй шанс» (Новосибирск)

Иван Донцов, учредитель Фонда «Отцовство» (Москва)

Ирина Грудина, директор анимационной Студия «ДА» (Санкт-Петербург)

Варвара Коровина, куратор и продюсер проекта Бэби Лаб (Москва)

Екатерина Гаева, продюсер, директор НП «Арт-эксперт» (Москва)

 

Итоговый показ работ в ЦДХ
Фото А.КУРОВА

«Экран и сцена»

Декабрь 2016 г.