Белые слоны выигрывают

Инна Чурикова в фильме “Страна Оз”ЛАУРЕАТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ

КИНОКРИТИКИ И КИНОПРЕССЫ “БЕЛЫЙ СЛОН” ЗА 2015 ГОД

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ

“МИЛЫЙ ХАНС, ДОРОГОЙ ПЕТР”. Режиссер Александр Миндадзе

ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА

Александр МИНДАДЗЕ. “Милый Ханс, дорогой Петр”

ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ

Александр МИНДАДЗЕ. “Милый Ханс, дорогой Петр”

ЛУЧШАЯ РАБОТА ОПЕРАТОРА

Олег МУТУ. “Милый Ханс, дорогой Петр”

ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА

Алексей ФЕДОРЧЕНКО, Артем ХАБИБУЛИН. “Ангелы революции”

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА К ФИЛЬМУ

Мартин ЖАК, Алексей АЙГИ. “Орлеан”

ЛУЧШАЯ ГЛАВНАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Яна ТРОЯНОВА. “Страна Оз”

ЛУЧШАЯ ГЛАВНАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ

Якоб ДИЛЬ. “Милый Ханс, дорогой Петр”

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Инна ЧУРИКОВА. “Страна Оз”

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Олег ЯГОДИН. “Орлеан”, “Ангелы революции”

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ-ДЕБЮТ

“ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ”. Режиссер Наталья Кудряшова

ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

“СОБЫТИЕ”. Режиссер Сергей Лозница

ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ

“МЫ НЕ МОЖЕМ ЖИТЬ БЕЗ КОСМОСА”. Режиссер Константин Бронзит

ПРЕМИЯ ИМЕНИ МИРОНА ЧЕРНЕНКО

“За неоценимый вклад в дело сохранения кинонаследия” – научному отделу Гос-фильмофонда России

ПРЕМИЯ МОЛОДЫХ КРИТИКОВ “ГОЛОС”

“Брат Дэян”. Режиссер Бакур Бакурадзе

Итак, “Белый слон”, которому предрекали неизбежный конец, сумел выжить. Кинокритическое сообщество его отстояло. Нынче премии было отказано в финансовой поддержке и Минкультом, и Союзом кинематографистов, в чьем ведении находится Гильдия киноведов и кинокритиков, учредитель “Белого слона”. И это в назначенный свыше Год российского кино. И это в ситуации, когда из Минкульта в никуда улетают миллионы, а Никита Михалков пребывает в ожидании от данного ведомства нешуточного гранта на новую кинопремию, в которой решено задействовать всю региональную прессу.

Заметим, кино в полном объеме смотрят лишь профессиональные критики, они отслеживают весь кинопроцесс, они же его анализируют. Среди тех, кто пишет о кино в регионах, тоже есть специалисты, но их единицы.

Союз кинематографистов поспособствовал лишь в одном – разрешил воспользоваться для церемонии Белым залом СК – бесплатно. Деньги на “Белых слонов” для вручения лауреатам собирали всей Гильдией.Яна Троянова в фильме “Страна Оз”

Лучшим фильмов 2015 года, по мнению кинокритиков и киножурналистов, стал “Милый Ханс, дорогой Петр” Александра Миндадзе. У него же награды за режиссуру, сценарий. В этом фильме отмечены и работа оператора Олега Муту, и исполнитель главной роли Якоб Диль. Кстати, немецкого актера Якоба Диля, открытого для нас Миндадзе, уже подхватил Андрей Кончаловский, снимающий новую картину “Рай”.

У “Милого Ханса…” – непростая история. Началась она еще на этапе сценария, к которому Минкульт предъявил необоснованные претензии по поводу искажения “исторической правды” и отказал в госфинансировании. Александр Миндадзе фильм вопреки обстоятельствам снял (к созданию “Милого Ханса…” подключились продюсеры Германии и Великобритании). Его показали в конкурсе Московского Международного кинофестиваля и даже выпустили в прокат.

Не могу не процитировать фрагмент статьи Елены Михайловны Стишовой: “Ансамбль четырех немецких актеров великолепен – все вместе и каждый в отдельности. У каждого есть роль. Евгений Габрилович учил различать образ и роль. Для роли необходим литературный материал, говорил он, а для образа достаточно типажа. У всех четверых выписанные роли и типажи подобраны яркие, нетиповые. Респектабельный, застегнутый на все пуговицы профессор Отто (Марк Вашке), рефлектирующий невротик Вилли (Марк Хоземанн), пламенная Грета (Биргит Минихмайер), плотская, даже вульгарная в красном платье и в защитного цвета солдатской пилотке марширующая по комнате, прижав ладонь к виску.

И все же главным фигурантом остается Ханс (Якоб Диль), синеглазый шатен с узким лицом и правильными чертами, истинный ариец. Смотрю на него и вижу юношу со свастикой на рукаве в знаменитом эпизоде из “Кабаре”, где белокурый красавчик встает и запевает патриотический зонг, вытягивая руку в фашистском приветствии. Ему страстно подпевают все уверовавшие, что им принадлежит будущее…”

“Милый Ханс…” кино в каком-то смысле неудобное. В нем легко заблудиться, и приходится идти на ощупь. Необходимо вглядеться в каждый кадр. Прочувствовать каждый кадр, движение в кадре, замедленный ритм. Считать эмоциональный ряд. Ощутить биение пульса. “И странным виденьем грядущей поры/ Вставало вдали все пришедшее после”. Боль, ужас, потери. Война – Великая Отечественная (Вторая мировая уже в Европе). Состояние как перед надвигающейся грозой – слышны лишь слабые ее раскаты, а воздух уже плотный и тяжело дышать.

…На советский завод накануне войны приезжают специалисты из Германии, чтобы помочь нашим в изготовлении особого оптического стекла для линз. Поиски, споры, неудачи, авария, гибель людей. Донос. Побег ради спасения близких. И стекольный звон – получилось! Но совсем-совсем скоро через окуляры бинокля с этими самыми линзами немецкий офицер будет вглядываться в российские просторы…

Кажется, что весь фильм снят особой оптикой, которую открыл Александр Миндадзе.

Олег Ягодин, актер уникальный, получил “Белого слона” за роли в двух фильмах – “Ангелы революции” Алексея Федорченко и “Орлеан” Андрея Прошкина, где снимался практически друг за другом. Прошкин увидел его в спектакле “Борис Годунов” во время московских гастролей “Коляда-театра” из Екатеринбурга. От кино до этого не раз отказывался, поскольку больше притягивал театр. Еще бы – в репертуаре “Гамлет”, “Вишневый сад”, “Маскарад”, “Ричард III”, “Кошка на раскаленной крыше” (на церемонию “Белого слона” Ягодин приехать не смог, потому что был в это время с театром во Франции). Признался, что согласился сниматься по одной, весьма основательной на тот момент для него причине – попал в глубокую финансовую яму. Выбрался ли – не знаем. Но к кино начал привыкать. По мнению Андрея Прошкина, Олег Ягодин мог бы стать знаковым артистом в нашем кинематографе.

Яна Троянова дважды номинировалась на “Белого слона” (“Волчок” и “Жить” Василия Сигарева) и получила его за сигаревскую “Страну Оз”, хулиганистую новогоднюю сказку. За роль доверчивой, простодушной, чуть блаженной Ленки Шабадиновой из Малых Ляль, приехавшей в большой город, где ей предложили за пятнадцать тысяч работу в ларьке. “Вы не знаете, где улица Торфорезов?” и “У меня сестра копчик сломала” – повторяет из раза в раз свои коронные фразы Ленка-Троянова. Она бродит по городу, попадает в нелепые ситуации, спасает собачку Дюдю, получает в глаз, оказывается в одной камере с проститутками-Снегурочками, ее сбивает шальная пуля. Во всех ситуациях неподражаема – Яна Троянова.

На что способна Инна Чурикова в больших и малых ролях и говорить нечего. Способна на все. В “Стране Оз” – опять неожиданная, непредсказуемая. Здесь она – хозяйка квартиры, на чей балкон буквально сваливается вместе с собачкой Дюдей Ленка Шабадинова. Хозяйка принимает Ленку за девушку по вызову, выражает сочувствие, кормит пельменями. Рассудительная, понимающая, терпеливая, на шее у нее три здоровяка-бездельника, просиживающие диван за “танковыми боями”. В прокатной версии непечатные слова запиканы. В оригинальной – героиня Чуриковой произносит все как есть. Из уст Инны Михайловны звучит как песня…

На церемонии “Белого слона” Чурикова не присутствовала. Видеопослание актрисы записали перед ее выходом на сцену “Ленкома” в спектакле Глеба Панфилова “Аквитанская львица”. Она была в костюме и гриме королевы. Поистине королева.

В феврале одному из основателей премии, многолетнему президенту Гильдии киноведов и кинокритиков Мирону Черненко исполнилось бы 85 лет. В рамках своей премии критики вручают Специальную – имени Мирона Черненко. В этом году ее получили сотрудники научного отдела Госфильмофонда РФ, в том числе за организацию и проведение фестиваля архивного кино “Белые Столбы”.

Мирон Маркович был автором “Экрана и сцены”. В свое время написал для нашей газеты статью “Конец века или конец света?”, где, в частности, речь идет и о премии кинокритиков (только тогда она называлась “Золотой Овен”). Звучит, можно сказать, пророчески.

Елена УВАРОВА
«Экран и сцена»
№ 7 за 2016 год.