«На грани» вне стандартов

Сцена из спектакля “Анри”. Фото И.ЖЕЛНОВАСреди участников шестого по счету екатеринбургского фестиваля “На грани” можно было встретить и титулованные коллективы, как, например, “Эксцентрик-балет Сергея Смирнова”, и начинающие профессиональные компании. Арт-директор Лариса Барыкина ежегодно собирает не только чисто танцевальные спектак-ли, но и эксперименты на пересечении разных творческих практик, на стыке жанров. По ее мнению, “главная особенность форума – нежелание загонять российский contemporary dance в рамки клише и стандартов”.

Среди фаворитов последнего фестиваля оказались Анна Щеклеина и Александр Фролов (более известные как дуэт Zonka), представившие экстравагантную, но очень одухотворенную “Троицу” – миниатюра создавалась в рамках проекта “Dance-платформа” Екатеринбургского театра оперы и балета. Премьерным для Екатеринбурга стало выступление Омского театра танца “нОга” – абсолютного лидера contemporary dance в своем регионе – со спектаклем “Рыба” в хореографии Ольги Горобчук.

Многие спектакли, вошедшие в программу фестиваля “На грани”, продемонстрировали подлинно бойцовский характер: тема борьбы с окружением, несправедливой действительностью или даже с самим собой стала доминирующей для большинства творческих высказываний. Мировая премьера “Анри” Свердловской Муз-комедии не стала исключением. Вallet Сhorus в двух действиях, так определила жанр действа автор либретто, хореограф и постановщик Лариса Александрова, посвящен известному французскому художнику Анри Тулуз-Лотреку. В спектакле заняты хор и балет Свердловской Музкомедии, Театр пластической драмы Вячеслава Белоусова, воспитанники Детской студии и артисты танцевальной компании “2046”. Трагедия Тулуз-Лотрека передана в спектакле с подкупающей подлинностью исполнителем заглавной роли Алексеем Литвиненко.

На сцене – распахнутое настежь кабаре, растворенное в алкогольных парах – в этой душной атмосфере почти на два часа оказывается зритель. Он становится свидетелем драмы личности и траектории жизни – от чистого, улыбчивого малыша в костюме-”тройке” до спившегося льва “полусвета” в смирительной рубашке. Судьба художника показана как жесточайшее столкновение гения с суровой действительностью. А в качестве посмертного алтаря – его картины, материализующиеся из разноцветных пятен на заднике сцены – блестящее решение сценографа Дмитрия Разумова.

На сцену выводится множество образов, больше похожих на фантазии воспаленного сознания, запечатленные на картинах Тулуз-Лотрека, чем на людей из плоти и крови – танцоры мастерски воспроизводят ломаную пластику Александровой. Хор Музкомедии создает ирреальную звуковую картину. Партитура для спектакля была специально создана выпускницей Hochschule der Kunste Bern Мариной Собяниной.

“Анри” можно считать и удавшейся мировой премьерой, и состоявшимся экспериментом. Сценическая фантасмагория дает повод к размышлениям о страданиях художника, не способного вписаться в при-вычную обывательскую среду, но катарсис, как известно, возникает не только от положительных эмоций.

Одним из наиболее удачных дебютов фестиваля “На грани” стало выступление челябинского танцпроекта INTERST8 со спектаклем, в котором хореограф из Дании Стефани Томассен сделала попытку создать понятный и близкий каждому образ героя нашего времени. Ей хотелось показать своеобразный танцевальный вербатим, отражение жизни современного Челябинска. В “Крупицах правды” есть все, что неизменно находит сочувствие в душе представителя любого поколения: любовь и ненависть, мечты и реальность, слабости и преодоление себя – все это подано через призму конфликта и борьбы, в финале – непременная гибель слабейшего.

Лейтмотивом всего мини-спектакля становятся сцены битв “тореро” против “тореро” (быка в эту реальность никто не впустил) – в этих битвах равные сражаются с равными. Одна из центральных сцен спектакля – момент, в котором коррида-соперничество приобретает конкретное воплощение: два юноши одинакового роста и телосложения, издалека практически не отличимые друг от друга, изображают в танце кулачный бой, а сопровождает эту простую забаву – испанский мотив.

В третий день танцевального марафона произошло столкновение двух картин мира – позитивистской и экзистенциальной. Премьеры “Поцелуй меня дважды” Челябинского театра современного танца и “Чистое, хорошо освещенное место” Танц-компании “Окоем” Гуманитарного университета Екатеринбурга вызвали совершенно противоположные впечатления.

Главным героем в спектакле челябинских хореографов Елены Пришвицыной и Владислава Морозова стала любовь во всех возможных воплощениях – от той, что только подготавливается длительным ожиданием, до ее противоположности, когда чувство становится реальной игрой или битвой. На сцене действуют мужчина и женщина, их настроение постоянно меняется. Несмотря на сложности “перевода” с языка чувств, этот спектакль вызывает исключительно радостные эмоции. То, что происходит на сцене, – молниеносные ссоры и примирения, страх одиночества и ликование, которое могут испытывать только двое, и даже попытка победить время в одной из миниатюр – хорошо известно каждому, кто хоть раз хихикал от “бабочек в животе”.

VI фестиваль современного танца “На грани” в очередной раз подтвердил свою необходимость не только для зрителей, но и для самих адептов contemporary dance, всегда вынужденных мириться с отсутствием материальной поддержки и катастрофическими сложностями, возникающими на пути к зрителю. Как и во все предыдущие годы, для многих проектов он стал удачной стартовой площадкой – не случайно в его рамках в эти короткие четыре дня случилось так много премьер. Следующий, седьмой по счету, фестиваль будет проходить без пометки “регион” и станет международным, а это значит, что взыскательная публика сможет встретиться с еще большим количеством интересных новинок.

Екатерина РАГОЗИНА
«Экран и сцена»
№ 5 за 2015 год.
Print Friendly, PDF & Email