Соучастники

Кадр из фильма “Под электрическими облаками”Берлинале-2015

5-15 февраля. Берлин. 65-й Международный кинофестиваль.

Одно из событий нынешнего фестиваля, особенно важное для нас – вручение Науму Ихильевичу Клейману, историку кино, основателю, многолетнему директору Музея кино, из него же изгнанному, почетной награды “Камера Берлинале”, которой здесь отмечают “выдающихся деятелей кинематографа в знак особого уважения и признательности”. А в рамках “Форума” будет показан фильм немецкого режиссера Татьяны Брандруп “Кино – общественное дело” – о Клеймане, о его уходе из Музея, о том, что произошло в этих стенах.

Наш след протянулся через несколько фестивальных программ. Главное – через главную: в конкурс включен поэтический киноальманах Алексея Германа-мл. “Под электрическими облаками” с Чулпан Хаматовой и Мерабом Нинидзе. При участии Госфильмофонда Питер Гринуэй снял картину “Эйзенштейн в Гуанахуато” – она тоже в основном конкурсе. В программе молодежного кино Generation 14plus – анимационная десятиминутка “Почему банан огрызается” дебютантки Светланы Разгуляевой; “Небесный верблюд” Юрия Фетинга, экранизация калмыцкой легенды, съемки которой проходили возле озера Баскунчак; история юношеской любви “14+” Андрея Зайцева. В “Форуме” – “Чайки”, дебют режиссера из Калмыкии Эллы Манжеевой. В “Панораме” – “Пионеры-герои” Натальи Кудряшовой про тридцатилетних, чье детство пришлось на конец 80-х.

Основной конкурс собрал девятнадцать фильмов. Среди них “Рыцарь кубков” Терренса Малика со звездной россыпью – Кристиан Бэйл, Кейт Бланшетт, Натали Портман, Бен Кингсли; “Королева пустыни” Вернера Херцога биографическая драма о Гертруде Белл, британской писательнице, путешественнице, археологе (в роли Белл – Николь Кидман, в роли Лоуренса Аравийского – Роберт Паттинсон); “Никому не нужна ночь” Изабель Койшет – в центре истории исследователь Арктики Роберт Пири и две влюбленные в него женщины; “Дневник горничной” Бенуа Жако с Леа Сейду (одноименный роман Мирбо был уже экранизирован – Жаном Ренуаром в 1946-м с Полетт Годдар, Луисом Бунюэлем в 1964-м с Жанной Моро); “45 лет” Эндрю Хэя, семейная драма с потрясающими Шарлоттой Рэмплинг и Томом Кортни; “Когда мы мечтали” любимца Берлинале Андреаса Дрезена; “Тело” Малгожаты Шумовски (“Во имя”, “Откровения”); первый фильм из Гватемалы в берлинском конкурсе – “Вулкан Иксканул” Хайро Бустаманде; триллер Себастьяна Шиппера “Меня зовут Виктория”; “Унесенные пулями” Цзяна Вэня; “Клуб” чилийца Пабло Ларраини; “Перламутровая пуговица” чилийского документалиста Патрисио Гусмана.

В основном конкурсе – “Такси” Джафара Панахи, иранского режиссера, который в 2010-м был приговорен к шести годам заключения за антиправительственную деятельность и двадцати годам запрета на выезд из страны, запрета на профессию. Но он творит в “предлагаемых обстоятельствах”: в 2011-м был создан “Это не фильм”, в 2013-м – “Закрытый занавес”, получивший в Берлине “Серебряного Медведя” за сценарий. Теперь еще один “не фильм” – “Такси”.

В большом международном жюри председательствует американский режиссер Даррен Аронофски (“Черный лебедь”, “Рестлер”, “Реквием по мечте”). Вместе с ним в команде французская актриса Одри Тоту (“Амели”, “Код да Винчи”), корейский режиссер Пон Чжун-хо (“Сквозь снег“), режиссер из Перу Клаудиа Льоса (“Золотой Медведь” за “Молоко скорби” на Берлинале-2009), немецкий актер Даниэль Брюль (“Гонка”, “Бесславные ублюдки”, “Гуд бай, Ленин!”), продюсер из Италии Марта де Лаурентис (“Ганнибал”, “Красный Дракон”), создатель сериала “Клан Сопрано” Мэттью Уайнер.

Вне конкурса – “Все будет хорошо” Вима Вендерса, “Мистер Холмс” Билла Кондона, “Золушка” Кеннета Брана, “13 минут” Оливера Хиршбигеля.

Почетного “Золотого Медведя” за вклад получит Вим Вендерс. В рамках ретроспективной программы “Homage” покажут десять его фильмов.

Еще одна ретроспектива Берлинале – “Да будет цвет!”. В прошлом году здесь поклонялись свету. Так сказать, основе основ. Работа операторов со светом была продемонстрирована в сорока немых и звуковых фильмах. Стилевые, композиционные, жанровые особенности освещения предстали в классических образцах.

Ретроспектива под названием “Holliywood: Color by Technicolor” (после фестиваля ее увидят в Вене и Нью-Йорке) подготовлена к 100-летию цветного кино, а оно стало возможным благодаря Техниколору. “Унесенные ветром”, “Поющие под дождем”, “Волшебник страны Оз”, “Приключения Робина Гуда, “Белоснежка и семь гномов, “Фантазия”. Тридцать фильмов – отреставрированные копии. Уникальная возможность рассмотреть изображение – таким, каким его задумали авторы. Цвет в лучшем виде.

Нет необходимости говорить о том, что значит афиша (или постер) для фильма, его продвижения к зрителям. Берлинский фестиваль представит выставку работ графических дизайнеров Маргрит и Петера Сикертов. Пятьдесят афиш (или постеров) к фильмам Вима Вендерса, Фассбиндера, Мартина Скорсезе, Этторе Сколы, Александра Клюге и других режиссеров. В каком-то смысле “лицо” кинематографа.

Ну и о главном постере Берлинале-2015. На нем – переливающийся занавес. Вот-вот раздвинется. Вот-вот откроется. Вот-вот начнется кино…

Алена ДМИТРИЕВА
«Экран и сцена»
№ 2 за 2015 год.