В пространствах утрат

Сцена из спектакля “Как научить дракона летать”. Фото предоставлено фестивалем
Сцена из спектакля “Как научить дракона летать”. Фото предоставлено фестивалем

В конце октября в Рязани прошел VII фестиваль и конкурс “Зеркало сцены”. В его афишу вошли десять спектаклей из репертуара всех четырех государственных театров города, премьеры которых состоялись в сезоне 2020/2021. Лучшим спектаклем большой формы жюри фестиваля признало “Белые кораблики” Театра на Соборной (Рязанский областной ТЮЗ), лучшим спектаклем малой формы – “Как научить дракона летать” Рязанского театра кукол.

Всего в конкурсе “Зеркала сцены” двадцать номинаций. У жюри есть право не присуждать победу в любой из них: в этом году, например, не оказалось достойных премии в номинации “Лучшая работа хореографа”. Премии на рязанском фестивале денежные: от 20000 до 50000 рублей, их выделяет Министерство культуры и туризма Рязанской области.

Жюри “Зеркала сцены” формирует председатель рязанского регионального отделения СТД РФ Константин Кириллов. В этот раз в жюри работали критики из Санкт-Петербурга (Владимир Кантор), Челябинска (Владимир Спешков) и Казани (Нияз Игламов, Айсылу Кадырова). Трое – члены российской Ассоциации театральных критиков (АТК), специальным дипломом АТК они отметили режиссера Филиппа Гуревича – постановщика спектакля “Белые кораблики”.

Литературной основой “Корабликов” стали фрагменты из “Детской книги войны (дневники 1941–1945)” и первый акт пьесы Алексея Арбузова “Мой бедный Марат”. Три арбузовских юных героя – Лика (Елена Смирнова), Марат (Дмитрий Мазепа) и Леонидик (Константин Ретинский) – историю своего выживания в блокадном Ленинграде не играют, а будто бы читают по ролям. У них тихие чистые голоса, интонации – спокойные и вдумчивые, артикуляция – внятная. В такой же сдержанной манере они зачитывают строчки из дневников времен Великой Отечественной войны – про невыносимые голод и холод, про смерть. Страшная до жути информация, поданная без эмоций и чуть заторможенно, околдовывает: появляется понимание, что к беде невозможно подготовиться, но с ней можно научиться жить. Как научились Лика, Леонидик и Марат.

Изначально Филипп Гуревич ставил этот спектакль для малой сцены. Вопреки опасениям, не потерялся он и на большой. Кажущаяся гигантской черная “бархатная” пустота (художник по свету – Георгий Горазеев), окружающая хрупких актеров и лаконичные декорации-инсталляции Александры Дашевской, в любой момент может их “поглотить”. Она невольно напоминает, что все мы живем в пространстве утрат, причем, не только в военное – в любое время.

Детская песенка Владимира Шаинского “Белые кораблики” (которые “по небу плывут” и “дождики несут”) звучит в спектакле Филиппа Гуревича в сцене артобстрела. Смысл заунывного шлягера мгновенно меняется: плывущие по небу “кораблики” несут не дождики, а смерть.

Не побоялись затронуть тему смерти и создатели сказки “Как научить дракона летать”, обозначившие возрастную границу своих зрителей  как 0+. В истории современного рязанского драматурга Татьяны Бадаловой про волшебный город, в который невесть откуда прилетает толстенький дракон с золочеными крыльями, сначала от сердечного приступа умирает впечатлительный старик-ювелир, а ближе к финалу и заглавный крылатый герой впадает в кому. Ювелира в спектакле даже похоронить успевают – за считанные секунды роют бедолаге могилку. А вот дракона по настоянию режиссера Валерия Шадского решили оживить и завершают сказку пронзительной сценой “Дракон улетает”. Полет сказочного чудовища поставлен наивно и трогательно: крылатую пухлую куклу на тонких тростях артисты плавно проносят через весь зрительный зал, и нет, наверное, ни одного ребенка, не пожелавшего дотянуться до дракона, чтобы погладить его переливчатую шкурку на прощанье.

Любопытно, что объемных героев в спектакле только два: кроме дракона это единственный симпатизирующий ему горожанин – добрый мальчик с нелепым именем Уголек. Всех взрослых персонажей этого кукольного спектакля художник-постановщик Виктор Платонов соорудил плоскими, из цветных картонок. Дома, автомобили, деревья, звери в зоопарке – тоже плоские.

С куклами и предметами в этом спектакле мастерски работают молодые актеры Александр Григорьев, Антонина Григорьева и Юрий Матвейцев. Прекрасные рассказчики, они чутко реагируют на настроение зрителей, умеют их увлекать и удерживать внимание. Трудно смотреть без восхищения и улыбки, как виртуозно они при этом двигаются под оригинальную музыку Альбины Шестаковой. Кстати сказать, Шестакова стала победительницей фестиваля “Зеркало сцены” в номинации “Лучшая работа композитора”.

Айсылу КАДЫРОВА

«Экран и сцена»
№ 22 за 2021 год.

Print Friendly, PDF & Email