Настроить фокус

Фото О.ШВЕЦОВОЙ
Фото О.ШВЕЦОВОЙ

Черная коробка сцены филиала Театра имени А.С.Пушкина. Стол, уставленный пустыми бутылками из-под виски (одной ножкой ему служит стопка увесистых книг), бесчисленные бокалы и стаканы, печатная машинка, лампа, кресло, светящиеся контуры гигантских улиток и кошек. На трех экранах возникает черно-белое кино: голый лес ранней весной; откуда-то издалека по направлению к зрителю плавно движется фигура молодого человека. Через несколько минут его расфокусированное лицо медленно расползается во весь экран (художник Ольга Галицкая, мультимедиа – Полина и София Набока).

Так начинается спектакль “Швейцария” по одноименной пьесе австралийского драматурга Джоанны Мюррей-Смит, поставленный режиссером Татьяной Тарасовой. В центре этой истории личность известной американской писательницы Патриции Хайсмит, автора психологических триллеров о талантливом мистере Рипли.

Постановка родилась из проекта Театра имени Пушкина “Заграничные чтения”, в рамках которого состоялась читка пьесы, рассчитанной на двух актеров. Однозначно определить количество персонажей в спектакле сложно. Сюжет выстроен вокруг приезда из Америки литературного агента – молодого человека с карьерными амбициями – в дом писательницы в Швейцарии. Хайсмит живет в своем “бункере” в полном одиночестве, окруженная лишь улитками и кошками (она испытывает почти патологическую любовь к этим существам) и с единственным окном в мир с “открыточным” видом.

В одном длинном диалоге между персонажами, стремительной словесной дуэли, битве не на жизнь, а на смерть, слышатся несколько настойчивых рефренов. Здесь так много неудобных тем, одна за другой они громко и с болью прорываются, как гнойные нарывы, так что поначалу недоумеваешь от какофонии смыслов. Текст оказывается и про значимость раннего детства на пути к счастью и успешности, и об одиночестве художника – его любви и презрению к миру и людям, и о столкновении между художником и профессиональным сообществом, и о законах, действующих между ними. А еще – о страхах и противоречиях, о смерти и ее совершенстве. Перевод Дины Додиной – настоящее языковое удовольствие. Актеры ловко перебрасывают друг другу реплики, словно пинг-понговый шарик. Сюжет, при внешней статичности, выстраивается по всем принципам психологического триллера, где почти за каждым предложением скрывается неожиданный сюрприз – двигатель действия внутреннего.

Татьяна Тарасова частично переносит события со сцены на экран, словно рассказывая эту историю в различных системах координат. Определяющим фактором становится крупный план. Чередование и пересечения оптического качества (из дальнего в ближнее видение и наоборот – со сцены на экран и обратно) дает возможность героям сосуществовать и пересекаться в прошлом, настоящем и даже будущем.

Патрицию Хайсмит играет Вера Воронкова – актриса редкого экспрессивного темперамента. Но на этот раз ее героиня – немолодая женщина, в которой сила, безудержная страсть и неутихающая боль остаются глубоко внутри, при всем неукротимом стремлении выплеснуться наружу. На этом диссонансе и сопротивлении и рождается образ безумной Пэт – писательницы-мизантропки со “стреляющим” взглядом, создавшей на страницах своих романов идеального убийцу, проживавшей вместе с ним, смакуя подробности, каждое злодеяние. Федор Левин играет агента от издательства, чьей задачей является уговорить Хайсмит на написание еще одного романа, на создание еще одного идеального преступления. Его герой – робкий, сгорбленный под тяжестью рюкзака и ответственности суетливый клерк-мямля – в какой-то момент начинает медленно “таять”, перевоплощаться и, в конце концов, дематериализуется. Постепенно герой Левина втягивается в смертельный поединок – становится самоуверенным красавцем с неординарным умом, животной притягательностью и непреодолимой жаждой убивать… То самое лицо, которое в начале представало в мягком фокусе, приобретает конкретную, заостренную внешность. Это образ бездны персонажа, его создателя и нашей собственной персональной бездны. Она близко. Стоит только настроить фокус.

Светлана БЕРДИЧЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 19 за 2021 год.