Просто лето пришло

Владимир Цеслюк
Владимир Цеслюк

“Мы должны чаще вспоминать тех, кто был рядом с нами. Раньше я не очень это понимал. С годами стало приходить” – признался Марлен Хуциев несколько лет назад, когда на фестивале “Белые Столбы” мы собрались по поводу его “Заставы Ильича” и пошли воспоминания…

Хочу рассказать о давнем друге, с которым мы не виделись, кажется, тысячу лет. С тех пор, как оказались в разных странах и нас разделили границы. Они разделили и общий когда-то кинематограф, и нашу жизнь разделили.

Электронная связь не в счет. Речь идет о живом общении. Его жутко не хватает.

Чтобы разыскать в объединении “Летопись” киностудии “Беларусьфильм” режиссера Владимира Цеслюка, приходилось приложить максимум усилий. “Он в Брянске”, – отвечали по телефону. Или в Гомеле, Калининграде, Речице, Праге, Ленинграде, Турине… Все зависело от того, где шли съемки его очередного фильма. А возвращался он всегда в Минск. Здесь, на “Беларусьфильме”, начинал ассистентом оператора; работал бок о бок с корифеями белорусского документального кино, получал навыки операторского мастерства, стал (и это не будет преувеличением) первоклассным оператором.

Съемки для него – главное. Он одержим ими. Коротенькие сюжеты для киножурналов, репортажи, киноочерки, фильмы о школе, о детях и подростках, о Белоруссии, о сложностях и превратностях спортивной жизни…

В работе невероятно требователен, порой до вредности. Требователен к другим, но, прежде всего, к себе.

Так появились “Птица Икс”, “Косые майские дожди” (режиссер Дмитрий Михлеев), “Падая и поднимаясь”, “Большая диагональ” (режиссер Вадим Сукманов) и еще многие другие документальные киноленты, где Владимир Цеслюк был оператором. Так появились документальные ленты “Только два километра”, “Уроки Анны Савельевны”, “Высота”, “Трамплин у озера”, которые делал режиссер Владимир Цеслюк.

чемпионка Паралимпийских игр Людмила Волчек
чемпионка Паралимпийских игр Людмила Волчек

Придя в документальную режиссуру, он не изменил своей первой профессии. Напротив, опыт операторской работы, острота и точность видения помогали выстраивать материал. Это уже был свой фильм от начала и до конца. От замысла до монтажа. Ну, а с кинокамерой он не расставался почти никогда. Поэтому его фильмы – полностью авторские фильмы.

Вот, например, короткометражка “Только два километра”…

Только два километра невероятно трудного пути, по которому должен пройти уникальный сверхгабаритный груз. На специально проложенной трассе перекрывается движение, обдумывается каждый шаг 45-метрового 240-тонного стального агрегата, автопоезд начинает движение. Все идет по строго намеченному плану, пока не возникают неожиданные обстоятельства. Слишком крутой уклон. Деревья у дороги мешают проезду. Рельсы железнодорожного полотна могут зацепить махину. А тут еще не выдерживают крепления тягачей, и стальной агрегат… падает.

Но и это не все. После обильных дождей повысился уровень воды в Каунасском море, и возникла проблема – притоплять баржу или понижать уровень моря. Исходя из реальных условий, выбрали первый вариант. В конце концов, караван с грузом прибыл в пункт назначения.

На экране – острый, динамичный репортаж с места событий. Для кинохроникера – самый что ни на есть живой материал, который трудно заранее предугадать, предусмотреть. Его важно поймать, не упустить.

Как режиссер и оператор Цеслюк точно работает в рамках репортажного жанра. И в данном случае речь идет о репортаже, как о разновидности документального кино. С авторским отношением к материалу, интонацией, умением пропустить материал через себя. Цеслюк “пропустил через себя” те трудные два километра пути уникального груза. И фильм обрел плоть. В нем динамика действия, убедительная достоверность, ирония, в нем жизнь и работа в самых неожиданных проявлениях.

Двухчастевка “Только два километра” была для Цеслюка довольно успешной и убедительной пробой в документальной режиссуре. Потом на экран вышла документальная картина (было такое время, когда документальное кино шло в кинотеатрах) “Уроки Анны Савельевны”. Киноновелла о доброте и красоте, об уроках поэтического видения мира, которые вела со своими учениками преподавательница рисования в маленькой сельской школе. Она рассказывала ребятам об искусстве, помогала им увидеть и понять гармонию мира природы.

Полтора года шел Владимир Цеслюк к своей “Высоте”. Полтора года поисков, наблюдений, съемок сжаты в двадцатиминутной спортивной документальной ленте. Она начиналась с короткого сюжета о ленинградских тренерах Елизавете Ивановне Сосиной и Павле Наумовича Гойхмане и их подопечном – прыгуне в высоту Александре Григорьеве (он стал семикратным чемпионом СССР, четырехкратным рекордсменом Европы по прыжкам в высоту, побившим достижение самого Валерия Брумеля).

Но, если быть точнее, “Высота” начиналась намного раньше – с фильмов “Право на победу”, “9 минут”, “Падая и поднимаясь”, “Большая диагональ”, которые снимал оператор Владимир Цеслюк. С каждым из них уточнялись и выверялись возможности спортивной кинодокументалистики.

“Высота” – кинонаблюдение, киноразмышление о том, что же это все-таки такое – спортивная одержимость. И выразилось в этом фильме о спортивной одержимости важное качество самого автора – его одержимость. В выборе материала, в съемках. (Владимир Цеслюк был и одним из операторов “Высоты”) самых решающих, самых точных мгновений, дающих возможность постигнуть движение характеров его героев, радость, драму, волнение, суть спорта – его основные слагаемые.

Будни, нескончаемые будни, когда миллиметр за миллиметром, шаг за шагом, кропотливо, настойчиво искали тренеры и спортсмен пути к преодолению высоты, пройдут в фильме. И еще – спор с высотой, такой манящей, дразнящей, притягивающей и досягаемой лишь для немногих.

Два человека вели Александра Григорьева к победе, больше других радовались и переживали за него, верили и надеялись. “У вас не получится фильм, если вы не покажете нас такими, какие мы есть”, – сказали в одной из бесед с режиссером тренеры. А как же иначе!

На экране то, что мы обычно не видим, что составляет повседневность спорта: тренировки, размышления, споры. Вот спортсмен тщательно, кропотливо, крошечными шажками отмеряет разбег для прыжка. Тренеры следят за ним, и лица у них такие, как будто они сами готовятся брать высоту.

Вот Сосина приободряет Григорьева: “Ты все сделал, умница моя…”

Вот Гойхман раздосадованно произносит: “Он нам тут пенсионерский прыжок изображает…” А потом, удивленно-растерянно глядя на световое табло, где зажглись цифры “2.35”, говорит: “Дело его… Хозяин-барин…”

Вот они жестами переговариваются с Григорьевым через весь сектор перед его прыжком, и этот немой диалог сейчас для него красноречивее любых слов.

Вот и сам прыжок – короткий полет над планкой, стремительный, лаконичный и совершенный. Удача – и в лице, во вскинутых руках, во всей фигуре спортсмена абсолютная и ослепительная радость преодоления высоты.

Неудача – падает планка, спортсмен распластан на матах в позе поверженного бойца.

Короткие музыкальные удары похожи на стук сердца. И от всего этого рождается то самое ощущение, которое владеет болельщиками на трибунах стадиона и заставляет тысячи людей одновременно замирать, вскрикивать и рукоплескать: вот-вот случится, свершится, произойдет…

В “Высоте” режиссер взглянул на спорт со стороны будничной, обыденной и показал не праздник, а работу, бесконечную, изматывающую, но составляющую для героев картины “смысл ежедневного, ежечасного, ежеминутного существования”.

Только два фильма… Можно было бы рассказать и о других работах Владимира Цеслюка. Можно было бы, но не получится – их несколько сотен. Кстати сказать, он снимал московскую Олимпиаду в составе международной операторской команды.

Тренер Елизавета Ивановна Сосина, одна из главных действующих лиц “Высоты”, назвала спор с высотой, составляющий смысл жизни для нее и ее воспитанника Александра Григорьева, “попаданием в себя”.

Для Володи Цеслюка таким “попаданием в себя” стало кино, профессия оператора. Не боюсь повториться – оператор он первоклассный. А документальное кино для него – неутихающая страсть.

С днем рождения тебя, Владимир Владимирович! Про юбилей ничего говорить не стану. Просто лето пришло. Просто с днем рождения!

Елена УВАРОВА

«Экран и сцена»
№ 13 за 2021 год.

Print Friendly, PDF & Email