Хорошо свободным быть

Фото А.АВТАНДИЛОВА
Фото А.АВТАНДИЛОВА

Есть такой традиционный обряд для выпускников театральных вузов – «посвящение в артисты». Студентов Мастерской Миндаугаса Карбаускиса в ГИТИСе посвятили в профессию очень скоро после начала учебы. «Москва. Дословно», спектакль Никиты Кобелева в жанре документальных историй жителей города, так же как и «Йокнапатофа» – постановка Миндаугаса Карбаускиса по роману У.Фолкнера «Когда я умирала», вошли в репертуар Театра имени Вл.Маяковского. В этот ряд органично вписалась работа еще одного педагога курса – Анастасии Имамовой по пьесе В.Розова «В день свадьбы», которая появилась в завершающемся сезоне.

Подробная розовская ремарка, предваряющая драму, превращена художником-постановщиком Мариусом Яцовскисом в инсталляцию, собранную из предметов советского быта: на сцене сгрудились старые часы в деревянном футляре, зеркало, стопки книг, перевязанные веревкой, скатанные в рулоны ковры. Вещная среда и костюмы героев напоминают об ушедшей эпохе. Советский скарб размещен на фоне большой школьной доски, покрытой множеством рисунков, сделанных мелом. Мелом же выписаны цитаты о любви: тут и пушкинское: «любви все возрасты покорны», и первые слова «Хабанеры» из «Кармен» – «у любви, как у пташки крылья». Так художник и режиссер решили материализовать свадебную стенгазету (ее в пьесе готовит к торжеству брат героини).

Анастасии Имамовой предстояла нелегкая задача. Важно было не утонуть в советских реалиях текста (попробуй, объясни молодому зрителю, что означает фраза: «Не марай кодекс!», не ведающему, что такое Кодекс строителя коммунизма – его бабушкам и дедушкам полагалось учить наизусть). Режиссер увидела в пьесе сегодняшние проблемы. Розов – прекрасный психолог, и, слушая текст, удивляешься тому, как остро звучат в пьесе темы, затронутые драматургом.

В многофигурной композиции Имамовой важен каждый персонаж. Второй план не менее значим, чем первый. Так история главных героев – заслужившей свое счастье Нюры (Алеся Алисиевич) и «правильного», честного Михаила (Максим Наумов) – сознательно оттенена сюжетной линией несчастливого союза Риты (Арина Назарова) и брата Нюры Николая (Кирилл Кусков). Злая, беспощадная Рита стала такой из-за пережитого в юности насилия, повлекшего за собой нежеланное материнство и вынужденный брак. Арина Назарова играет угловатое, неженственное, постоянно обороняющееся существо. Другой полюс – чудесная юная пара – Женя (Станислав Кардашев) и Оля (Ольга Пипченко) – их первая, безоглядная и безоблачная любовь не знает никаких препон.

В центре пьесы – два героя с одной и той же фамилией. Обоих нарекли Заболотными в детдоме, куда отправили чудом спасшихся от бомбежки детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда (их нашли в лесу, за болотами). Михаил и Василий (Семен Алешин), несмотря на общую судьбу, два полярных характера, в них так или иначе отразились ранние травмы. Василий – enfant terrible и, одновременно, донжуан здешних мест. «Я этих узов не люблю», – настаивает он, отбиваясь от преследующей его Майи (Анастасия Редькина). Легкомысленный шалопай Семена Алешина напоминает ершистого подростка. Но именно он назовет Михаила «выдуманным» человеком: «напялил ты на себя свою честность и тащишь, как черепаха свою костяшку», предостерегая друга от неверного шага. В самой важной сцене, когда главный герой оттаивает, позволяет себе ненадолго стать самим собой, Михаил произнесет ключевую реплику: «Хорошо свободным быть». То есть не врать себе и не уступать ложно понятым обязательствам, необходимости жениться на той, кого любишь «товарищеской любовью».

Роль Нюры в знаменитом спектакле Анатолия Эфроса в Театре имени Ленинского Комсомола Антонина Дмитриева играла пронзительно. Михаил в ее жизни – первая, единственная и последняя любовь. Все остальные персонажи (за исключением отца Нюры Салова – Владимира Соловьева и Василия – Льва Круглого) изгладились из памяти. Крик души – «Отпуска-а-а-ю!» за свадебным столом был трагичен и безысходен. Впереди Нюру – Дмитриеву ждало одиночество.

В спектакле Анастасии Имамовой все герои молоды и полны сил. Стоит сказать, что режиссер сделала совершенно правильно, убрав из пьесы возрастных персонажей – кумушек и тетушек, оставив необходимую роль Салова. Она пригласила в спектакль «взрослого» артиста Юрия Коренева. В пьесе нет конфликта отцов и детей. Как нет и безвыходности. Нюра Алеси Алисиевич в финале одерживает победу над собой, над своим эгоизмом. «Не себя люблю, тебя» – нравственный итог спектакля. На черной доске появится новая цитата: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь». И у зрителей остается впечатление, что красавица Нюра еще найдет свое счастье. Все герои пьесы соберутся вместе и споют песню Алексея Паперного «Пароход». Песню, впрямую не связанную со спектаклем, но, очевидно, любимую всем дружным, талантливым и счастливым курсом, почти полностью влившимся в прославленную труппу Театра имени Маяковского.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 13 за 2021 год.

Print Friendly, PDF & Email