Остановки «поезда»

Эмблема “Кинопробы” – озорная клякса, придуманная студентами Уральского государственного архитектурно-художественного университета
Эмблема “Кинопробы” – озорная клякса, придуманная студентами Уральского государственного архитектурно-художественного университета

Смотрите, кто пришел!

НАГРАДЫ XVII МЕЖДУНАРОДНОГО

ФЕСТИВАЛЯ-ПРАКТИКУМА КИНОШКОЛ “КИНОПРОБА” В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Гран-при – “НОЧЬЮ ВСЕ КОШКИ СЕРЫ”, режиссер Лесси Линдер (Люцернский университет прикладных наук и искусств, Люцерн, Швейцария)

Приз за лучшую программу киношколы – Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Екатеринбург

Приз за лучший игровой дебют – “МЫ – ЗНАЧИТ” Игоря Марченко, Россия

Приз за лучший неигровой дебют – “ЗАТЕМ НАСТУПАЕТ ВЕЧЕР” Майи Новакович, Сербия, Босния и Герцеговина

Приз за лучший анимационный дебют – “АННА, КОШКИ-МЫШКИ” Варвары Яковлевой, Россия

Приз за лучший учебный анимационный фильм – “Я – РЫБА” Дарьи Мельниковой, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

Приз за лучший учебный игровой фильм – “РИО” Жени Казанкиной, ВГИК имени С.А.Герасимова

Приз за лучший учебный неигровой фильм – “СТРАННЫЙ” Павла Диллуса, Польский институт кино, Варшава

Лучший анимационный проект – “ДОБРЫЕ СОВЕТЫ” Регины Мухановой, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Екатеринбург

Приз зрительских симпатий – документальный фильм “МАЛЫШИ” Анны Никулиной, Челябинский государственный институт культуры

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИПЛОМЫ ЖЮРИ:

Анимационному фильму “ВНУТРИ МЕНЯ” Марии Триго Тейксйра, Бабельсбергский институт кинематографии Конрада Вольфа, Германия – за лаконичную красоту

Анимационному фильму “ПРОЧЬ” Матильды Пепинстер, Национальная высшая школа визуальных искусств, Брюссель – за мечту, которая не уплыла

Фильму “ПРИЕЗЖАЙ К НАМ В ГОСТИ, МАМА!” Анны Артемьевой, Магистерская программа “Док Номандс”, Португалия, Венгрия, Бельгия – за эмоциональное осмысление новых способов коммуникации

Фильму “ЛЕНИНГРАДЦЫ” Никиты Ефимова, Россия – за умение видеть драматургию жизни

Фильму “ПЕДОФИЛ” Веры Пироговой, Московская школа нового кино, – очень, очень страшное кино

Фильму “СПОЙ ДЛЯ НАС” Терезии Халамовой, Школа кино и телевидения Академии драматических искусств, Прага – очень эротичное кино

ПРИЗЫ СТУДЕНЧЕСКОГО ЖЮРИ:

Главный приз – “РАЗРЯДИТЬ” Аманды Адель Бьорк, Стокгольмский университет искусств

Анимационному фильму “МИГРАНТЫ”, Франция

Игровому фильму “КОНТАКТ” Александра Долинского, Россия

Документальному фильму “ПРОБЕЛЫ” Норы Штрбовой, Факультет кино и телевидения Академии исполнительских искусств в Праге

Екатеринбург. XVII Междуна-родный фестиваль-практикум киношкол “Кинопроба”

Главные темы форума в этом году были многообразны, поразили творческой концепцией, новыми практиками и масштабом. Он справедливо получил, в очередной раз, поддержку Фонда президентских грантов. Конкурс киношкол включал игровые и неигровые дебюты, учебные работы, анимационные опыты.

Члены жюри в мастер-классах давали уроки и бывшим студентам киношкол из двадцати восьми стран, и нынешним молодым авторам. Увеличилось количество площадок и новых, необходимых, способов общения с профессиональной аудиторией. Кроме Ельцин-центра, Дома кино, Дома архитекторов, Уральского федерального университета, еще и Свердловский драматический театр предоставил сцены для лаборатории “Театр+кино”. Онлайн общение в обстоятельствах пандемии оказалось вынужденным и сократило расстояние между слушателями и мастерами, которые не смогли быть в Екатеринбурге. Фестиваль состоялся при всех сложностях, причем в обычные сроки с жестким соблюдением нынешних правил и мер защиты безопасности.

Кадр из фильма “Ночью все кошки серы”
Кадр из фильма “Ночью все кошки серы”

Мы уже привыкли к современным понятиям, появившимся в пространстве интернета. В контексте “Кинопробы” назову ее разделы “платформами”. Именно на них останавливался “поезд” овладения профессией в кинематографе. Итак, “Презентационные программы” из разных стран; “Азбука кино” – творческие встречи и мастер-классы с отечественными и зарубежными мастерами; “Спецкурсы” – театр на экране, театр+кино (их взаимовлияние); “Археология кино” – возвращение фильма “Сын Монголии” 1936 года (представила режиссер, сценарист неигрового кино Дарья Хренова, член жюри “Кинопробы”). Показ материалов из архивов ВГИКа, “Воркшопы” – лаборатория Олега Лоевского, лаборатория текстов о кино по стоп-моушен анимации, “Питчинг“, “Специальные события и проекты”. И, наконец – остановка “поезда” на основной платформе “Конкурс”. Кстати, в презентационных программах состоялся показ киноальманахов “Прибытие поезда” (1995) и “Пограничное состояние” (2020). Два поколения. Эти работы представил кинокритик и продюсер Вячеслав Шмыров, участвовавший в их создании.

Словно обыгрывая изображение движущегося поезда (от знаменитых исторических кадров братьев Люмьер), “Кинопроба” стала за эти семнадцать лет известным событием на карте международнародных кинофестивалей. В прошлом году в ней участвовал австрийский режиссер с мировым именем Ульрих Зайдль, еще раньше – наш Андрей Звягинцев.

Теория и практика кино соединились в мастер-классах екатеринбуржца – режиссера и продюсера, председателя объединенного жюри, члена жюри игрового кино нынешнего конкурса – Алексея Федорченко и режиссера анимации Бурака Сахина (Турция). В научно-практической конференции с международным участием “Мир через экран: полимедиальность современного искусства” участвовали культуролог и кинокритик Зара Абдуллаева (ее тема “Театр на rendez-vous c кино”) и Андрей Сильвестров с лекцией “Современное медиа в музее, или Музей как современное медиа”. Студенты Екатеринбургского театрального института (актерский курс преподавателя актерского мастерства и режиссуры Екатерины Царегородцевой) разделились на две группы. Пришли в аудиторию Ельцин-центра по очереди.

Будущим профессионалам интересно было послушать мастер-класс актерского агента Дмитрия Савельева “Зачем актеру агент?”. И действительно – зачем? Кинокритик, журналист, автор многочисленных статей в киноизданиях, снимавшийся в фильмах Динары Асановой, Дмитрий Савельев знает. И развивает не только актеров, помогает продюсерам и режиссерам. Сегодня при широком производстве есть, безусловно, актерские агентства, но многие из них предпочитают модель из прошлого: помощники режиссера или ассистенты по актерам.

Пятьдесят с лишним актеров, среди них широко известные, работают с Савельевым. Он предупредил слушателей: «Можно участвовать актеру раз или два в сериале, с хорошей выработкой в день, попробовать свои силы. Но превращаться в артиста этого пространства не стоит. Там нет ни репетиций, ничего такого, что поможет роли. Это разрушает ваш аппарат. Короче говоря, – деньги закончатся, а профессия “растаяла”. И потом – агент помогает оценить и роль, и сценарий, и режиссера. “Одна голова хорошо, а две – лучше”. Артист должен доверять своему агенту в профессиональной сфере.

Очень важна юридическая сторона. Особенно для актера определенного статуса. Тогда агент многие вопросы рассматривает с продюсером и защищает своего подопечного. Бывает и “длительный пинг-понг“ по договору, иногда и “кровавый”. Юристы, которые работают в кинопроизводстве, часто своему работодателю угождают, а несведущий молодой актер или наивный подписывает базовый договор. Задача агента привести документ к взаимоприемлемой форме».

Такие важные позиции в отношениях творчества и производства рассматривались на “Кинопробе” впервые. Вопросов у будущих актеров было много. Ответы на них полезны для практики игрового кино. Ансамбль актеров у некоторых режиссеров становится серьезной проблемой. Вовлекаются порой в работу стилистически разные исполнители, и не осваивается жанр фильма, повисает действие, отсутствует ритм.

Кстати, режиссер Игорь Марченко и оператор Антон Зарин (Московская школа кино) в фильме “Мы – значит” убедили жюри своим профессиональным уровнем (приз за лучший игровой дебют). Режиссер и сценарист (в одном лице) создал емкое, хотя и короткометражное, экранное произведение, подкрепленное актерским составом. Здесь главный герой Олег (Дмитрий Куличков), одержимый чувством к соседке Кате (Ольга Сташкевич), вложил в свое истерзанное сознание такую яркую боль! Актер, как натянутая струна, вовлекает в это напряжение все драматургические узлы. С первых кадров персонаж приковывает внимание не только к себе, но и к окружению. В финале – трагическая развязка, когда Олег, защищая свою любовь, со звериным порывом убивает обидчика Кати и произносит: “Мы – значит”…

Коллеги Алексея Федорченко по жюри – продюсер Юлия Мишкинене, основатель и генеральный директор Продюсерского центра VITA AKTIVA; Андрей Сильверстов – режиссер, продюсер, видеохудожник, программный директор клуба “СИНЕ ФАНТОМ” (его работы демонстрируются в кинотеатрах и выставочных залах); актриса, музыкант Мириам Сехон гастролировала по всему миру с интернациональным театром FOOTSBARN, снималась в фильмах “Плюс один”, “Петр Лещенко. Все, что было…”, “Сохрани мою речь навсегда”, “ВМаяковский”; Гульбара Толомушова (Кыргызстан) – кинокритик, программный директор Форума молодого кино стран СНГ “Умут”.

Кадр из фильма “Мы – значит”
Кадр из фильма “Мы – значит”

Жаль, что такие мастера дали слишком высокую оценку и вручили Гран-при фестиваля фильму “Ночью все кошки серы” (режиссер Лесси Линдер, Люцернский университет прикладных наук и искусств, Швейцария). Хозяин двух кошек, Мармеладки и Катюши, Кристиан считает себя Человеком-котом. Даже в обычный магазин он входит со своими любимицами, устроившимися на его плечах. Для Мармеладки Кристиан приглашает кота из-за границы, чтобы получить потомство и насладиться отцовстом. Принимая котят у мамы-кошки, умиляется процессу и берет в руки каждого. Любовь к “братьям меньшим”, безусловно, вызывает ответные чувства. Однако одинокий человек со своей “экстравагантной семьей” существует, да, среди особенных, но не лучших…

Неигровое кино вместе с Дарьей Хреновой оценивали Елена Демидова – режиссер, сценарист, педагог; Андрей Апостолов – киновед, историк кино, редактор и креативный продюсер; Руслана Берндл (Австрия) – автор, режиссер и продюсер неигровых фильмов, автор нескольких книг и соавтор романа “Незабываемое кино, незабываемые звезды”.

Приз за лучший неигровой дебют получила изобразительно изысканная картина Майи Новакович “Затем наступает вечер” (Сербия, Босния и Герцеговина). Поэтическая новелла о крестьянской жизни, о трогательной заботе о человеке, нуждающемся в помощи.

…В горах Боснии стоит ветхий дом. Старое подворье. Сарай с провалившейся крышей. Ежедневный привычный труд. Без мужчин. Две старушки. Народные живительные способы снять боль – стопы бабушки в муравейнике. Та бабушка, что помоложе, кричит перед грозой овечьему стаду: “Мои дорогие, идите сюда! Скоро дождь начнется!”. Затем сердечно разговаривает и с дождем. Предметы быта, фактура жизни, все делается вручную. Старшая, несмотря на недуг, помогает младшей. Вот через сито очищаются зерна от плевел. Овечья шерсть сматывается в клубки. Гаснет керосиновая лампа. Наступает вечер. Режиссер Майя Новакович и оператор Ясна Проич создали простую и одновременно сложную историю об истинной жизни, глубоко нравственной. Необходимая сегодня позиция.

Жюри конкурса анимации: Радостина Нейкова (Болгария) – давний друг фестиваля, научный секретарь и профессор Болгарской Академии наук, режиссер анимационных фильмов, педагог, иллюстратор детских книг, проводит детские воркшопы у себя на родине и за рубежом; Марина Курчевская – художник-постановщик более 30 анимационных фильмов, работала в книжной графике и кукольном театре, мастер курса художников-постановщиков анимационного кино и компьютерной графики.

Можно поздравить Студии “Пчела” и “Шар” и режиссера Варвару Яковлеву (Москва) с призом за лучший анимационный дебют – “Анна, кошки-мышки”. Как пишет автор, это фильм “Об абьюзе, кошках и спичечных коробках”. А вообще о женщине и мужчинах, помещенных в… спичечные коробки. Ироничная, с налетом эротики история, по художественному языку очень самостоятельная и с интересным сценарным ходом. “Абьюз” – один из недавних неологизмов в русском языке, обозначает психологическое насилие.

Кошки-мышки в фильме Варвары Яковлевой – игра женщины с мужчинами, когда поначалу женщина – ласковая кошка, ловко подкармливающая вкусной рыбкой партнера, а затем – манкая, сильная хищница, укладывающая жертву в свою коллекцию. И так бывает! Современный взгляд и колорит рисованной перекладки с цветовой гаммой “жаркого оттенка” – этот фильм еще не раз получит награды. Может их получить и конкурсная картина в той же номинации – ”Аляска” Оксаны Кувалдиной (Студия “А-фильм”, Екатеринбург). Щенок хаски – дух Аляски! Он путешествует в поисках друзей, отбрасывая тень – Северное сияние. За семь минут экранного времени мы многое узнали о колорите географического места, причем в тонкой цветовой гамме и с обаятельным героем.

Что такое стоп-моушен анимации (stop-motion)? Это технология создания видео на основе покадрового фотографирования. Снимается сцена, затем в нее вносятся незначительные изменения, и она повторяется оператором еще раз. Таким образом достигается эффект движения, который группируется и монтируется на компьютере. Именно этот метод рассматривался в мастер-классе режиссера анимационного кино, преподавателя ВГИКа, члена жюри анимации Натальи Гропфель. “Уместность материала и важность процесса” – так обозначена проблема. Очень точное определение вектора творчества. Теперь такие лекции в анимации имеют международное название – воркшопы.

Пожалуй, самый трудоемкий воркшоп состоялся под руководством художника, педагога, режиссера-мультипликатора, сценариста Георгия Богуславского. Он вместе с Василием Чирковым (тоже режиссером, сценаристом, аниматором, преподавателем) основал культурную площадку. Это – независимая студия “Цех анимации”, где работают профессиональные “Курсы художников-аниматоров”. Большая группа студентов (педагог – режиссер, аниматор, художник Оксана Черкасова) и выпускников Уральского архитектурно-художественного университета создавали значимый сегодня пластилиновый фильм под названием “Карантин” – его показади на закрытии фестиваля. Точное по жанру произведение, сочувствующее современной ситуации, но с теплой улыбкой. Условия для этого были предоставлены в Доме архитекторов, за что участники, а также “наблюдатели”, благодарили фестиваль, директора Людмилу Серебренникову, сотрудников гостеприимного Дома.

«Мы с педагогом Василием Чирковым уже несколько лет выезжаем с этим форматом воркшопа в разные города и страны, делаем совместный небольшой фильм со студентами за несколько дней. В принципе за несколько дней фильм не сделать. Иногда мы это делаем с людьми, которые вообще анимацией не занимались. С детьми и взрослыми. Так что как бы нонсенс получается. Выезжаем за рубеж. Были в Европе, в бывших соцстранах и республиках, в Израиле, в Грузии, Эстонии, Германии. В Екатеринбурге – тот счастливый случай, когда к нам приходят только студенты-аниматоры. Делаем здесь фильм с технологией “маленькие пластилиновые человечки”, тема – 2020 год. Главное – объединить людей в проекте, что возможно в небольшом размере. И все двадцать участников стилистически выполняют персонажей по-разному, но эту разницу мы и хотим сгладить. Это будет действие с большим количеством человечков, поскольку сегодня мы все вместе переживаем не лучшие времена. У всех на экране разные обязанности: кто-то волонтер с пакетами продуктов, кто-то дезинфекцию обеспечивает, кто-то стоит в длинной очереди на тест…», – так комментирует проект Георгий Богуславский.

“Цех анимации” предлагает такую “Игру в кино”. В Министерстве культуры отказывают в финансовой поддержке проекта и фильмов студии, однако авторы и художественные руководители не теряют творческого достоинства. Отличный просветительский опыт.

“Поезд” “Кинопробы” остановился и на “платформе” актера, режиссера театра и кино, генерального продюсера “ОKKO Театра” Ивана Вырыпаева. Его фильм UFO был снят в период изоляции специально для муль-

тимедийного сервиса Okko. И, наконец, КИНО-ТЕАТР на “Кинопробе” в лаборатории Олега Лоевского – театрального критика, арт-директора фестиваля “Реальный театр”.

В театральной лаборатории участвовали Свердловский государственный академический театр драмы, Театральная платформа “В Центре” (Ельцин-центр), театр “Драма номер три” города Каменск-Уральский. Мы посмотрели эксперименты, эскизы спектаклей по известным киносценариям. Эскиз режиссера Дмитрия Зимина по фильму Михаэля Ханеке “Любовь”; эскиз режиссера Дмитрия Егорова по фильму Алексея Балабанова “На краю земли”/”Река”; эскиз режиссера Алексея Логачева по фильму”500 дней лета” Марка Уэбба (авторы сценария Скотт Нойстедтер, Майкл Х.Уэббер).

Надо заметить, что условие постановки эскизов у трех режиссеров сводилось к четырем дням. Слишком трудная задача. Многонаселенный эксперимент по сценарию “Реки” был выбран режиссером Дмитрием Егоровым, хотя и с интересным актерским составом, но с большим текстовым объемом. Сценическое оформление было наполнено этническими якутскими мотивами. Эскиз напомнил читку пьесы, когда освоение пространства связано с приспособлениями и способом существования исполнителей.

Молодые актеры из Каменск-Уральского в творчески слаженном, энергичном порыве дали ответ фильму Марка Уэбба “500 дней лета” (2009) в виде музыкального комедийного представления. В условных выгородках офиса, где развивается действие. Герой эскиза Том Хенсен (Сергей Юсупов), героиня Саммер Финн (Татьяна Васильева) и такие разные персонажи их окружения (одного из них играет единственный актер постарше, Николай Усов). Все исполнители выразили жанр с точным чувством стилизации “под американскую жизнь”. Редкий пример ансамбля. А режиссер Алексей Логачев порадовал эскизом, который можно с успехом назвать спектаклем.

Сценарий фильма Михаэля Ханеке “Любовь” (2012) с Жан-Луи Трентиньяном, Эмманюэль Рива, Изабель Юппер выбрал режиссер Дмитрий Зимин. Очень смелое решение. Экспериментальная площадка “Шестой” была скромно оборудована для нескольких мест действия. Пожилая супружеская пара – актеры Марина Савинова и Борис Горнштейн, их дочь – Марина Савенченко, пианист-ученик – Ильдар Гаррифуллин. Фильм “Любовь” в свое время стал событием. Но и здесь, в Екатеринбурге, исследование тяжелейшего ухода из жизни героев этой камерной драмы заставило нас поверить, что любовь Анны и Жоржа сильна до конца жизни. В эскизе достигнута атмосфера сострадания персонажам – достигнута благодаря режиссуре. Тихой, а потому и значительной, игре талантливых актеров, исполнителей главных ролей. Рядом с ними молодые актеры “держали в руках” замысел воистину трепетно.

“Поезд”, созданный учредителями, в том числе, Союзом кинематографистов РФ (Свердловское отделение, председатель Владимир Макеранец), поддержанный стараниями города, остановился до будущего года. Команда “Кинопробы” вместе с директором Лилией Немченко уже готовится к этому событию. Удачи!

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 1 за 2021 год.

Print Friendly, PDF & Email