И офлайн, и онлайн

Второй год подряд в Кинешме проводят “Островский-FEST”. Александр Николаевич – гений места, его именем назван Драматический театр, по чьей инициативе родился международный фестиваль камерных театральных форм. “Островский-FEST” открылся 18 августа и оказался предвестником столичных и провинциальных фестивалей, которые будут следовать один за другим в ритме нон-стоп. “ЭС” подводит итоги с членом жюри Глебом СИТКОВСКИМ.

– Каким образом в условиях пандемии оказалось возможным собрать в Кинешме спектакли из разных городов страны?

– Для меня многое в Кинешме показалось удивительным. Судите сами: в городе проживает 80 тысяч человек. А театр имени Островского регулярно организует целых три фестиваля: “Горячее сердце”, посвященное русской классической драматургии, Всероссийский фестиваль для детей и юношества и самый молодой – “Островский-FEST”. Разумеется, ситуация внесла свои коррективы. Ожидали гостей из Казахстана, Израиля и Ирана, но их приезд оказался невозможен. По понятным причинам не смог приехать театр из Бреста. За шесть дней жюри смогло увидеть тринадцать спектаклей из разных театров России вживую.

– А зрители?

– Зрители смотрели спектакли онлайн.

– Что из увиденного вам особенно запомнилось?

– Многое, всего не перечислишь. Например, моноспектакль из Сызранского драматического театра имени А.Н.Толстого “Разве я не любила тебя?” по пьесе Александра Игнашова в постановке Олега Шахова о судьбе дочери Марлен Дитрих. Мария Зинова, исполняющая героиню, – яркая, гротесковая актриса, от нее, как принято говорить, – глаз не отвести. Сызранский театр получил премию “за лучший моноспектакль”.

– Год назад его показывали в московском Доме Актера, и мне рассказывали, что спектакль прошел с большим успехом. Традиционно фестивали камерных спектаклей – смотр лучших актерских работ.

– “Островский-FEST” не стал исключением. Открытием для меня оказалась работа Ольги Белых в спектакле “Айседора” Котласского драматического театра, о котором, признаюсь, я ничего не знал. Жюри присудило актрисе премию “за лучшую женскую роль”.

А за лучшую мужскую роль мы наградили Валерия Кириллова (Ярославский фонд развития культуры).

– Валерия Кириллова, замечательного артиста, видела не раз на сцене Волковского театра.

– Спектакль “Старуха”, поставленный режиссером Александром Орловым, включает детские стихи и литературные анекдоты Даниила Хармса. Их исполняют два молодых актера, выступающие в образах коверных клоунов. Вообще в спектакле сильна цирковая стихия. Но в центре, разумеется, текст “Старухи” в исполнении Кириллова, артиста, безусловно, масштабного.

– Кто же оказался, по мнению жюри, лучшим режиссером?

– Этой премией был награжден Яков Рубин за спектакль “В прекрасном и яростном мире” Андрея Платонова из вологодского Камерного театра. Это моноспектакль. Его играет Евгений Думнов, артист из Владимира. Он появляется на сцене в байкерском прикиде и в бандане. За ним стоят несколько бочек, похожих на ударную установку на рок-концертах. И когда начинается путешествие на паровозе, он начинает бить по импровизированным барабанам, и идет театральный дым, символизирующий движение паровоза по железной дороге. Это создает энергетический всплеск. Спектакль отдаленно напоминает “Старика и море” Анатолия Васильева, где тоже было показано столкновение человека с силами природы, которые его побеждают. Режиссер, как мне показалось, оставляет минимум сюжета, убраны некоторые драматические моменты, диалоги, но вся метафизика очень подробно передана.

– Читала в сети о том, что идея спектакля принадлежала Евгению Думнову. Артист родом из семьи железнодорожников, и рассказ Платонова для него очень личное высказывание.

– Я воспринял “В прекрасном и яростном мире” как минималистский, но полный смысла спектакль.

– “Островский-FEST” для артистов оказался первым выходом на сцену после самоизоляции, пусть и перед небольшой группой публики, членами жюри. Сказался ли простой на профессиональной форме актеров?

– Конечно, волнение артистов ощущалось. Но важно то, что на фестиваль приехали профессионалы. Возникло очень важное общение. После спектаклей шли подробнейшие обсуждения с членами жюри. Для нас, как и для театров, “Островский-FEST” стал долгожданным возвращением к нормальной жизни.

– Сколько зрителей посмотрели спектакли фестиваля онлайн?

– Насколько мне известно, около 30 тысяч. Что, согласитесь, немало.

Беседовала Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена«
№ 17 за 2020 год.

Print Friendly, PDF & Email