Союз разрушимый

Знаменитый философ Маршалл Маклюэн сказал как-то: «Medium is the message». На русский это переводится примерно так: способ передачи сообщения определяет его содержание. Zoom-пьеса Дмитрия Данилова «Выбрать троих» – приношение странному времени, когда большинство профессиональных, учебных да и личных контактов перенесено в интернет. Пьеса задает важнейший вопрос: а зачем нам другие виды общения, в наши-то времена? Обнюхивать друг друга, что ли?

Михаил Бычков поставил в Воронежском Камерном театре zoom-пьесу как zoom-конференцию: премьера прошла онлайн 20 мая. И текст, и сам способ существования артистов проверяют на прочность понятие театра. А может быть, крупные планы в зуме способны полноценно заменить нам сидение в 18-м ряду театрального зала?

Утрируя ситуацию с самоизоляцией, Данилов создает простое и жесткое предлагаемое обстоятельство. Отныне всем разрешены контакты только с тремя людьми, только три «слота» общения. Правила дивного нового мира обсуждают пять человек: мать и отец семейства, двое их молодых отпрысков и пожилая свекровь. Спойлер: слотов на всех не хватит. Однако выбор не так очевиден, как может показаться.

Семейный совет в зуме собрал отец – Николай. В исполнении Андрея Мирошникова это крупный суровый мужчина, довольный собой менеджер среднего звена, небыстрый в реакциях, немного придавленный активной женой. Его способ самоутверждения – работа: даже во время конференции он встает, перекладывает какие-то папки, открывает и закрывает шкафы – уверен, что здесь трудится он один. Николай обладает информацией про грядущие правила, но не очень разбирается в ней: его простое сообщение потребует длинного обсуждения.

Главным оппонентом мужа становится Нелли (Наталья Шевченко). Филолог, с аналитическим умом и сарказмом, героиня стремится не только выяснить обстоятельства нависших ограничений, но и очертить новое состояние семьи. Ударом для нее становится то, что ни дети, ни даже свекровь не жаждут встреч с ней. Обозленная, жесткая, растерявшая подруг в жизненной круговерти, она не может найти опору в нынешней реальности, где для непосредственного общения она, кажется, интересна только презираемому ею мужу, да и то скорее по обязанности.

Диалог этих двоих прерывается репликами давно отделившегося сына Паши (Павел Ильин) и дочери Светы (Марина Погорельцева). Они совсем разные: Паша – иронический жизнелюбец, курит травку прямо во время конференции; Света – закрытая, заторможенная, тяжело переживающая семейный разлад. Впрочем, оба они не намерены включать в свои слоты общения родителей; Паша высказывает трезвую и жесткую мысль о том, что, если не трахаться, то вполне достаточно побеседовать онлайн. Дополняет семейный зум-портрет Аглая Ивановна (Татьяна Сезоненко) – милая и странноватая бабушка, которая и не ждет к себе особенного внимания. Есть и в ней небольшое несоответствие образу, некая игра: она все время повторяет «лишь бы умереть спокойно», но так явно не жаждет визитов невестки, да и ресницы у нее накрашены, – кажется, что жизнь ее богаче, чем она хочет показать в окошко зума.

С одной стороны, пьеса Дмитрия Данилова и постановка Михаила Бычкова «Выбрать троих» язвительно и горько демонстрируют, как люди, не рассуждая, приспосабливаются к новым ограничениям из-за «вируса, название которого не рекомендуется произносить», – пристраиваются к ситуации привычно и со знанием дела, недаром Нелли запевает советский гимн. Идентичность персонажей двоится, советское послушание наполняет собой постсоветские технологии.

С другой стороны, дело вовсе не в карантине. Изоляция оказывается лишь поводом для того, чтобы осознать, как меняется понятие семьи, схема социальных коммуникаций. Насколько нерушимы наши союзы? И что в них важнее: обязанности и слоты или простое душевное общение, пусть и через интернет? Ведь когда родители на время отходят от экрана, в «антракте» этой драмы наступает лирический просвет: внучка танцует, а внук рассказывает бабушке, как прекрасна его Москва. И кажется, вот она, настоящая семья, сохраняющаяся как единство не совсем чужих друг другу людей.

Вера СЕРДЕЧНАЯ

«Экран и сцена»
№ 11 за 2020 год.