Хозяйка. Бабульник. Космос. БоксБалет

“Хозяйка Медной горы”
“Хозяйка Медной горы”

ЛАУРЕАТЫ XXV ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

АНИМАЦИОННОГО КИНО В СУЗДАЛЕ

Гран-при – “ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ” Дмитрия Геллера

Специальный приз – “БОКСБАЛЕТ” Антона Дьякова

Специальный приз – “УТОЧКА И КЕНГУРУ” Лизы Скворцовой

Приз за лучший профессиональный короткометражный фильм – “ОН НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ КОСМОСА” Константина Бронзита

Диплом – “ПРИВЕТ, БАБУЛЬНИК!” Натальи Мирзоян

Приз за лучший фильм для детей – “7 КОЗЛЯТ” Марины Карповой

Диплом – “ПРИНЦЕССА И БАНДИТ” Марии Сосниной и Михаила Алдашина

Приз за лучший дебютный фильм – не вручался

Диплом – “ПАСТУХИ ОБЛАКОВ” Евгения Фадеева

Приз за лучший студенческий фильм – “КАК ГОВОРИЛ МОЙ ДЕД” Саши Деевой

Дипломы – “СЕЛЕЗЕНЬ, ВЕРЕВОЧКА И ЖЕЛУДЬ” Алины Титоренко; “МАЛЬЧИК, КОТОРЫЙ КРИЧАЛ” Марии Серебряковой

Приз за лучший полнометражный фильм – “ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК-4” Константина Феоктистова и Дарины Шмидт

Диплом – “ФИКСИКИ ПРОТИВ КРАБОТОВ” Василия Бедошвили, Олега Ужинова, Ивана Пшонкина

Приз за лучший сериал – “ГАЛЕРОТЕРАПИЯ” (из цикла “Пиратская школа”) Алексея Лебедева

Диплом “ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ” (из цикла “Катя и Эф. Куда угодно дверь”)

Приз за лучшую работу в прикладной анимации – “С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МУЗЕЯ” Платона Инфанте

Диплом – “ДИЧЬ” Руслана Мирзалиева; “РОЛИКИ ДЛЯ ЦЕНТРА СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ “СЛОВО” Алексея Ермолаева

Приз мэтров имени Татарского – режиссеру Наталье МИРЗОЯН за фильм “ПРИВЕТ, БАБУЛЬНИК!”

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков – режиссеру Александру СВИРСКОМУ за фильм “МОЙ ГАЛАКТИЧЕСКИЙ ДВОЙНИК ГАЛАКТИОН”

ИТОГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЙТИНГА

1. “БОКСБАЛЕТ” – 215 голосов

2. “ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ” – 186

3. “ПРИВЕТ, БАБУЛЬНИК!” – 113

Думаю, что теперь в профессиональном кругу фильмы-лауреаты суздальского конкурса будут вспоминать с таким сокращением. Уже так и называли. А именно: “Хозяйку Медной горы” (режиссер Дмитрий Геллер), “Привет, бабульник!” (режиссер Наталья Мирзоян), “Он не может жить без космоса” (режиссер Константин Бронзит), “БоксБалет” (режиссер Антон Дьяков). Все четыре фильма лидировали в профессиональном фестивальном рейтинге. Совершенно разные по художественной и жанровой выразительности истории сплотили (в выборе работ) селекционную комиссию. В ее составе мастера современной анимации, лауреаты многочисленных международных фестивалей: Алексей Демин, режиссер и художник; Софья Кравцова, режиссер и художник; Алексей Алексеев, режиссер и художник; Михаил Тумеля, режиссер, сценарист, художник; Светлана Филиппова, художник и режиссер.

Программа была интересной во всех конкурсных категориях. Что подтвердило и серьезное (полагаю, одно из лучших в истории фестиваля) жюри авторской анимации под председательством Армена Медведева, кинокритика, киноведа, кинопродюсера, педагога; Александр Бубнов – режиссер, художник, сценарист; Игорь Ковалев – режиссер, художник, продюсер; Алексей Попогребский – режиссер, сценарист игрового кино; Мария Якушина – режиссер и художник.

Единение зрителей и участников было очевидным. Фильмы принимали на одном дыхании. Год от года растет популярность такого неповторимого по атмосфере, действительно Открытого для всех желающих и поклонников, редкого и звонкого собрания анимационного сообщества. Давно мы не встречали переполненных залов, истинных, заинтересованных зрителей!

Один из интереснейших и любимых фестивалей в среде аниматоров в свои двадцать пять стал вполне зрелым, ярким, масштабным. Его роль в жизни художников, режиссеров, сценаристов становилась необходимой от первого, 1996 года, в Тарусе, до юбилейного, нынешнего, в Суздале. И определенно укоренилась. Безусловно, этот фестиваль, как мы отмечали в его преддверии, больше, чем фестиваль. В его программах – суть утраченных в неблагополучные времена знаменитых семинаров и творческих встреч с мастерами всех видов кинематографа. Тут взаимосвязь поколений и блестящая цель – сохранить былую славу нашей анимации.

Вот как директор Суздальфеста, продюсер Александр Герасимов вспоминает в интервью о рождении этого форума: “Собрали команду молодых людей (кстати, все 25 лет фестиваль проводится одной и той же командой), собрали программу, нашли пансионат под Тарусой – и все сложилось. Видимо, мы как-то интуитивно выбрали нужное время, нужное место и нужный формат. Мы взяли концепцию времен Советского Союза, когда в Домах творчества проводились отчетные семинары кинематографистов, во время которых фильмы не просто показывали, но и обсуждали. А еще мы сразу же решили, что будем показывать вообще все анимационные проекты, снятые за год”.

Как сказал бы ведущий церемоний открытия и закрытия (кстати, бессменный “парный конферанс” с Александром Герасимовым) драматург, сценарист, сатирик и поэт Вадим Жук: “Чистое золото!”. Да, интуитивный креатив!

Побывав на сессиях ХI Международного конгресса “Анимационная индустрия: технологии, продюсирование, прокат, лицензирование” в рамках юбилейного фестиваля, глубже понимаешь, как креативный продюсер работает с редактором и сценарной группой. И как от синопсиса перейти к поэпизодному плану сценария. А как сотворить персонажа, который станет любимым в детской аудитории? Все это относится к мастер-классу Алены Оятьевой – она и есть креативный продюсер на киностудии “Союзмультфильм”. Вместе со студией был проведен “Питчинг совместных проектов”.

На разные темы прошли деловые встречи. О первых шагах работы с лицензией, о механизмах медиапотребления, о маркетинговых возможностях для продвижения проектов. К чему нужно быть готовым при лицензировании. Заслужили внимание дискуссионные платформы: “Автор – Продюсер – Заказчик. Конфликт интересов. Проблема реализации анимационного проекта”. Модератор – кинокритик Лариса Малюкова. Участники – именитые продюсеры: Сергей Сельянов, Артем Васильев, Борис Машковцев, Александр Герасимов, Илья Попов, Дмитрий Ловейко. Режиссеры: Алексей Алексеев, Мария Муат, Игорь Ковалев, Дмитрий Высоцкий, Андрей Бахурин, Антон Дьяков. А также представители Министерства культуры РФ и Фонда кино.

Инсталляция к юбилею фестиваля. Авторы Марина Курчевская и Нина Виноградова
Инсталляция к юбилею фестиваля. Авторы Марина Курчевская и Нина Виноградова

А ведь еще десятилетие назад на обсуждениях фильмов фестиваля мы только-только начали разговаривать, например, об отсутствии редакторов кинопроизводства, о несостоятельности сценариев – вообще в кино, не только в анимации. Об этом высказывались ведущие мастера, кинокритики, сценаристы, продюсеры. И теперь в разных кинопроизводящих структурах, представивших фильмы на фестиваль, уже значатся редакторы, которых благодарят авторы.

Вот, например, наш коллега, Сергей Капков, теперь шеф-редактор “Союзмультфильма”. Его талант раскрылся не только в его книгах. Сергей воплотил идею анимационной премии “Икар” – он же ведущий церемоний и режиссер. Его сценические превращения эстрадного жанра тоже широко известны. Капков консультировал Наталью Мирзоян во время создания фильма “Привет, бабульник!”; он автор сценария “7 козлят” (приз “За лучший фильм для детей”, “Союзмультфильм”), веселого перевертыша Марины Карповой по мотивам сказки “Волк и семеро козлят”. А уровень сценарного творчества вырос до высоко профессионального.

Оглянемся назад и вспомним достижения студий “Пилот”, “Пчела”, “Шар”, “Анимос”, уральских “А-студия”, “Урал-Синема”, “Снега”, Ярославской школа учеников Александра Петрова, СТВ, “Петербург“, “Мельница”. А сегодня заметны, наконец, в программах фильмы и сериалы “Союзмульфильма”. Появились на экране фестиваля Школа Дизайна НИУ Высшей школы экономики, Анимационная студия “100 киловатт”. Развивалось все здесь, на Суздальфесте. Он учит авторов размышлять.

Сериалы “Союзмультфильма”: “Зебра в клеточку” (“Бутылочная почта”, режиссер Алексей Алексеев), “Пиратская школа (“Галеротерапия”, приз “За лучший сериал”, автор, продюсер и режиссер Алексей Лебедев), “Оранжевая корова” (“Я остаюсь”, режиссер Савва Голубков). Они объединены артистизмом, музыкальным и литературным вкусом, чувством аудитории. Радует озвучивание ролей в этих работах. Известные режиссеры старшего поколения, конечно, лидируют. Алексеев и Лебедев чудесно преображают этакую сказочную условность в простодушие, изобретательность для маленьких и украшают ироничностью (“Галеротерапия”) для семейных просмотров. Обаяние (художник Марина Цукерман) и упорство персонажа, поросенка Бо (“Я остаюсь”), да и всей его дружной семьи (общность подчеркнуто ясна), сценарная основа Иордана Кефалиди, Марии Большаковой, Алены Оятьевой, режиссера и педагога Елены Черновой – убеждают в профессиональной тщательности молодого режиссера Саввы Голубкова.

Режиссер Константин Бронзит стирает границу между взрослой и детской анимацией. Не случайно появилось определение – семейный просмотр. И как же многогранен Константин Бронзит! Редкое, универсальное чувство юмора в первых фильмах. И вот уже иной мир с драматическими и трагическими ситуациями, потерями. Да, когда не вернуть любовь и близость, то так хочется улететь за своими; у Бронзита в фильме “Он не может жить без космоса” из нынешнего конкурса – на качелях. В предыдущем, “Мы не можем жить без космоса”, вернувшись из космоса к реальности без друга-космонавта, один из героев, осуществивших свою мечту, уже не сможет жить так, как прежде. Блестящий сценарий рисованного трагического рассказа (без диалога и текста за кадром), пронизанного духовным осязанием дружбы в драматической профессии.

Тандем режиссера Константина Бронзита и художника Романа Соколова оставляет зрителей, в буквальном смысле, с опрокинутым сердцем и в первой, и во второй картине. Композитор Валентин Васенков и звукорежиссер Владимир Голунин добавляют глубины и выразительности визуальному языку, окрашенному редкой индивидуальностью Костантина Бронзита.

“БоксБалет”
“БоксБалет”

“Он не может жить без космоса” (приз “За лучший профессиональный короткометражный фильм”). В маленький домик, что на сферической, как и скафандр, поверхности Земли, мама привозит мальчика. Привозит без папы. Может, он и есть погибший космонавт из предыдущего фильма? Эти рисованные рифмы с первой картиной придают колоссальный объем истории. Мама-одиночка и мальчик в скафандре связаны накрепко, и сын осуществляет свою мечту! Но эта чертова “пуповина”, связанный мамой шарф, – в голове у героя, и в сердце. Они живут в любви, которая помогла ему даже в космосе, на стыковке станции и корабля – сын мыслями там, в маленьком домике…

У Натальи Мирзоян – диплом “За лучший профессиональный короткометражный фильм” с формулировкой “За графический дизайн” и Приз мэтров фестиваля имени Александра Татарского за искренний, живой, полный тепла, юмора и прекрасного изобразительного решения (художник Алиса Юфа) фильм “Привет, бабульник!”. Уже более ста фестивалей отметили в своих программах предыдущие работы Мирзоян наградами. “Дерево детства”, “Чинти”, “Пять минут до моря”. Все они и “Бабульник…” – “родом из детства”. Индивидуальность и выразительная поэтичная интонация авторского взгляда просто очаровывают.

“Бабульник” – бабушка восьмилетней Маши и две бабушкины подруги. Да, девочке совсем не весело встречать с ними Новый год! Как же хотелось поехать вместе с родителями. У героини грустные глазки, плохое настроение… Но “Бабульник” так “раскочегарился” танцами у елки и хором “Тю-тю-тю, Тра-ля-ля”, что девочка “оттаивает”. Неожиданный “концертный” номер, и Маша видит совсем другую бабушку, не ту, к которой она привыкла! Персонажи яркого портретного и пластического рисунка, озвучивание их тремя легендарными петербургскими актрисами Татьяной Пилецкой, Лилиан Малкиной (она давно живет и работает в Чехии) и Кирой Крейлис-Петровой так восторженно придуманы, что возникает эмоциональное ощущение реального присутствия.

Вообще, я бы назвала работы Натальи Мирзоян воплощением театральной выразительности. Она всегда точно чувствует жанр в драматургии. Здесь интересно выстроены музыкальный ряд и звуковой – композитор Андрей Фига и звукорежиссеры Игорь Яковель, Денис Душин.

Гран-при получил режиссер Дмитрий Геллер за ошеломляющую, социально-криминальную драму, неожиданную “Хозяйку Медной горы”. Эта работа посвящена родному для Геллера Уралу. Его, как значится в каталоге, особой культуре – горнозаводской. И это очень важный аспект фильма. “Она сформировалась вокруг шахт и заводов, которые добывали и обрабатывали огромные запасы драгоценных камней, руд, металлов. Все, кто здесь родился, имеют связь с горной культурой, это отдельная национальность – уральская, признаки ее не разрез глаз и цвет кожи. И, как у любой культуры, у нее есть свои боги. На Урале это – Хозяйка Медной горы. Она управляет подземными сокровищами, она хранитель тайн и секретов горных профессий”.

Сокровища в художественном решении Геллера – и искушение, и постижение секретов ремесла, а бог требует жертвоприношений. Безусловно, необходимое предисловие сценариста Владимира Геллера, брата режиссера, приведенное здесь, пронизано воздухом легенды. Тут вспомнишь сказки Павла Бажова. А горщики и рудобои передавали другие сказы, “рабойничьи”. Вот и неугасимая правда, и творческая красота фильма – как современная сказка со страшной тайной зеленого камня на пальце героини. Кто изумруд находит – погибает.

Здесь и смешной женский хор с “Уральской рябинушкой”. И красавица Тамара Макарова – Хозяйка Медной горы из фильма Александра Птушко 1946 года “Каменный цветок” – показывает Даниле-мастеру тот самый Каменный цветок.

Игровой эпизод вмонтирован в изображение, как бы вырастает из анимационного ряда. Героиня Катя, управляющая землеройной машиной, сталкивается с Хозяйкой-Макаровой. Смерть друга героини. Тут и следователь появляется – “разбойничье” дело завести. Отличный сценарий, с философией неведомой нам жизни. Анна Карпова – художник колористически тонкий, и в то же время в фильме важно отметить ее графику и узорчатость в костюмах хора. Изображение построено на смелом, контрастном сопоставлении оранжевого, желтого, красного, синего, зеленого. Тут и условность трактовки формы, плоскостность пространственного решения. Блестящая работа всей группы. С энергией недр Урала.

Специальный приз жюри – Антону Дьякову “За ударную драматургию”. Здесь другая основа и тоже философская. “БоксБалет” абсолютно авторское кино, сделанное тонально приглушенно и драматургически остро. Боксер и балерина. Сложная, выразительная история любви. Боксер в “трениках” вдруг попадает в другой мир. Ему не постичь живопись в экспозиции музея. Он видит предмет своих чувств, хрупкую балерину, на сцене и не может соотнести все со своей жизнью. Боксер, в сущности, раздираем противоречиями. А рядом с балериной – еще и педагог-репетитор в летах. Как быть? Между героями мучительное непонимание. Драматическая струна и тонкое ее звучание.

Фестиваль подарил нам открытия, которые приняты и профессионалами, и зрителями.

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 7 за 2020 год.

Print Friendly, PDF & Email