Одной группы крови

Сцена из эскиза “Онемение”. Фото Е.КОНОВАЛОВОЙ
Сцена из эскиза “Онемение”. Фото Е.КОНОВАЛОВОЙ

Фестиваль “Школа. Студия. Мастерская” в Санкт-Петербурге изначально был создан для того, чтобы объединить под своей крышей театры “одной группы крови”: коллективы, где в основу творческой жизни положен принцип студийности как сотворчества и непрерывного обучения. В декабре форум прошел уже в третий раз, его гостями стали театры из Москвы, Улан-Удэ и Нарвы.

Вольно или невольно, все спектакли в этом году были посвящены темам, никогда не теряющим актуальности, – взаимоотношения личности и социума, а также художника и власти. И вечно неприкаянный Зилов в премьерной “Утиной охоте” в постановке худрука театра “Мастерская” Григория Козлова, и хитроумный лис Домино у Яны Туминой в спектакле “…И звали его Домино” в бурятском театре кукол “Ульгэр”, и герои очень личного высказывания Юлии Ауг об истории ее семьи “Моя эстонская бабушка” в Театральной компании “R.A.A.A.M.” – все эти незаурядные индивидуальности обречены быть в конфронтации с обществом как слишком выделяющиеся из привычных рамок. Как и художники в спектаклях “Мейерхольд” питерской театральной компании “Открытое пространство” (режиссер Роман Габриа) и “Право на отдых” московской “Мастерской Дмитрия Брусникина”. Брусникинцы приезжали на первую “Школу. Студию. Мастерскую” еще со своим мастером и сразу стали желанными гостями фестиваля. В этом году они показали постановку Сергея Карабаня и Игоря Титова, посвященную Александру Галичу. В пьесе Андрея Стадникова настоящее спорит с прошлым – и уверенно его побеждает. Современники устроили судилище над поэтом и подвергли его жесткой критике. Но потомки, как это часто бывает, реабилитировали – свежим взглядом на его творчество, новыми музыкальными ритмами, как оказалось, абсолютно созвучными поэтике Галича.

Основной же упор в этом году был сделан на лабораторную и образовательную программу. Все желающие могли встретиться с драматургами Марюсом Ивашкявичюсом и Михаилом Дурненковым, послушать выступления театроведов Алены Карась и Алексея Бартошевича. Свою лекцию “Письма к Джульетте” Бартошевич посвятил одной из самых ожидаемых премьер 2020 года в театре “Мастерская” – трагедии Шекспира в постановке Григория Козлова.

Лаборатории с режиссерскими эскизами на фестивале проходят ежегодно, но впервые она приобрела тематический уклон. Новый арт-директор проекта Ольга Никифорова пригласила режиссеров из разных стран поставить эскизы по произведениям их соотечественников. В итоге получилась интернациональная программа с разнообразными режиссерскими подходами, где зрителям была представлена драматургия авторов из Румынии, Польши, Венгрии, Азербайджана, Литвы и Японии. Дмитрий Акриш показал “Историю коммунизма, рассказанную для душевнобольных” М.Вишнека, где психиатрическая больница стала синонимом тоталитарного общества. Венгерский режиссер Сардар Тагировски тоже обратился к теме тоталитаризма – жертвой пьесы “Онемение” М.Хубаи стала последняя носительница умирающего языка, приговоренная к смертной казни. Литовец Тадас Монтримас и Ирада Гёзалова из Азербайджана взяли пьесы своих современников – “Посторонним воспрещается” Г.Граяускаса и “Сады Астары, или Цитрусовый теракт” И.Имана. Режиссеры из Японии и Польши обратились к классике: Ясухито Яно показал притчу Ю. Мисимы “Ёробоси: слепой юноша”, а Майя Клечевская – по “Солярису” С.Лема. Правда, польский режиссер не довела свою работу над эскизом до конца, и актерам “Мастерской” пришлось справляться самостоятельно. Но в этом театре все обучены так, что способны работать с любым материалом и с любыми постановщиками.

У фестиваля нет жесткого формата, его идейная направленность дает возможность варьировать и расширять программу. Ожидается, что в следующем году на “Школу. Студию. Мастерскую” соберутся выпускники Григория Козлова со своими лучшими премьерами. Режиссеры Екатерина Гороховская, Дмитрий Егоров, Тимур Насиров, Егор Чернышов, Максим Фомин, Роман Габриа, Антон Безъязыков и многие другие ученики мастера активно востребованы, успешно ставят по всей России. И фестиваль, который состоится в год десятилетия театра “Мастерская”, несомненно, соберет чрезвычайно интересную афишу.

Елена КОНОВАЛОВА

«Экран и сцена»
№ 1 за 2020 год.

Print Friendly, PDF & Email