На взлете. Увидеть и узнать

Никита Кукушкин в фильме “Топливо”
Никита Кукушкин в фильме “Топливо”

В Екатеринбурге прошел XVI Международный фестиваль-практикум киношкол “Кинопроба”

ЛАУРЕАТЫ КИНОФЕСТИВАЛЯ

Гран-при – “ТОПЛИВО” Михаила Архипова, Россия

Приз за лучший игровой дебют – “ПЛОХИЕ ЛЮДИ” Гиорги Таварткиладзе, Грузия

Приз за лучший неигровой дебют – “ЛИТВЯКОВ К ЧЕЛОВЕКУ” Романа Померанцева, Россия

Приз за лучший анимационный дебют – “НАВОДНЕНИЕ” Малте Штайн, Германия

Приз за лучший учебный анимационный фильм – “ЗДРАВСТВУЙТЕ, РОДНЫЕ” Александра Васильева, Россия

Приз за лучший учебный игровой фильм – “ЧУДО-ДЕВОЧКИ” Анастасьи Дабровски, Польша

Приз за лучший учебный неигровой фильм – “ДАЛЕКО” Айназ Турдуматовой, Кырзызстан

Приз за лучшую программу киношколы – Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, Москва

Уникальность форума “Кинопроба” состоит в том, что здесь убеждаешься в правильности его концепции. И заслуга команды под руководством директора, доцента кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Уральского федерального университета Лилии Немченко, прежде всего, в методе проведения не только конкурсной программы киношкол в разных видах кинематографа – игровом, документальном, анимационном. Безусловно, главное – отбор: из пятисот пятнадцати фильмов из двадцати пяти стран выбраны сто тридцать семь работ, учебных и дебютов. Но, согласитесь, когда проникаешься колоссальным объемом просветительской работы на пороге взлета молодых в профессию, убеждаешься и в блестящей координации проекта.

Шестнадцатилетняя “Кинопроба” демонстрировала себя энергично и отчетливо. Талантлива не только на экране! Фестиваль-практикум реализуется благодаря гранту президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Учредители: Свердловская областная организация Союза кинематографистов РФ (председатель – Владимир Макеранец, он же – президент фестиваля, хотя ему не нравится это “звание” – как он скромно заметил), Уральский государственный архитектурно-художественный университет, министерство культуры Свердловской области, Управление культуры администрации Екатеринбурга, Студия “А-Фильм”.

Действительно, город доказывает уже десятилетия важность развития искусства на Урале. Что дорого тем, кто работает в этой сфере. Обидно только за Свердловскую киностудию, на которой долгое время отсутствует производственный процесс с собственной маркой. Об истории ее исчезновения – горькая документальная лента Алексея Федорченко (с трагикомическим оттенком) “Кино эпохи перемен” (2019, Гран-при Открытого фестиваля документального кино “Россия”, Екатеринбург). Фильм был показан на мастер-классе Алексея Федорченко. А режиссер возглавил три профессиональных жюри по всем категориям.

В жюри анимационных фильмов вошли: режиссер-аниматор Гил Алкабец (Германия); художник-живописец Кирилл Бородин (Россия); режиссер-аниматор Наталья Мирзоян (Армения) – ее фильм “Пять минут до моря” 2018 года получил тридцать наград на различных фестивалях. В жюри игровых работ – актриса и режиссер Юлия Ауг; музыкант, композитор, драматург Александр Пантыкин; кинокритик, заведующая отделом российского кино журнала “Искусство кино” Елена Стишова; киновед, программный директор форума молодого кино стран СНГ “Умут” Гульбара Толомушова; продюсер, единственный член от России в Международной ассоциации европейских продюсеров (АСЕ) Катя Филиппова.

В жюри неигровых фильмов – режиссер-документалист, научный сотрудник Государственного музея кино, координатор выставочных проектов в Международном обществе “Мемориал” Анна Булгакова; режиссер, продюсер, композитор, вице-президент Совета попечителей международных кинематографических семинаров Джонатан Марлоу (США); режиссер-документалист, директор фестиваля “ЭтноКино” Иван Головнев. И все члены жюри провели мастер-классы при полных залах!

Нельзя обойти студенческое жюри – студентов и магистрантов департамента философии УрФУ: Данила Богдан, Екатерина Великодняя, Фабио Гальвес, Александр Колегов, Максим Константинов, Влада Позднякова. Участие молодежи в работе фестиваля, надеюсь, влечет за собой их культурологическую привязанность к сущности разных видов искусства.

Итак, конкурс был плотным и многослойным. В игровом кино победила короткометражка “Топливо” Михаила Архипова. Лучший исполнитель – Никита Кукушкин (Специальный диплом жюри). На экране короткая история редкой художественной выразительности. Без диалога. Сценаристы – Ирина Уманская и Михаил Архипов. Оператор Александр Буров. Художник Валерий Архипов. Композитор, который слышит жанр и передаваемую эпоху, – Александр Ланеев. Талантливые авторы. Тщательность и вкус в изображении, деталях. Усиление энергии действия, когда ни один план “не сьедает” упорства героя, его поиска в глуши топлива для заглохшего трактора. Он находит в заброшенном сарае чертежи когда-то кем-то оставленного аппарата-машины и собирает его для добычи топлива.

А время действия – первая четверть ХХ века. Герой, его облик и фактура, когда он вращает колесо бурения, стилизованы под “Витрувианского человека” Леонардо и рисунки человека Микеланджело. И вот после адского труда герой находит эту нефть! Пронзительная интонация картины о человеке, его физической красоте и об ушедшем времени. Дебют Михаила Архипова высоко оценен и на “Кинотавре” в этом году.

“Плохие люди” режиссера Гиорги Таварткиладзе увлекает достоверностью в передаче событий в Грузии, когда распался СССР. Тогда, в 1991 году, оппозиция и президентские силы столкнулись в военном конфликте на проспекте Руставели в Тбилиси. Разразилась локальная гражданская война. Штаб одной группировки. Суета. Привозят буханки хлеба, раздача, приказы о ликвидации какой-то точки противника. Школьные друзья встречаются в госпитале. Один из них ищет лекарство для сына. Второй, оказавшийся в противоположном лагере, стреляет в человека и узнает друга. Вместе они едут с запиской от общего знакомого в другой госпиталь. И уже выстрелы не слышны. И будто нет войны. Строгая драматургия, точное название. Тесное присутствие персонажей в кадре, ритм их существования. Профессионализм режиссера и оператора очевиден.

В фильмах фестиваля есть социальные мотивы, взаимоотношения в семьях. Преобладает современный мир, когда родители оставляют детей и уезжают на заработки в далекие края. Тема взрослой жизни у детей. “Далеко” (автор сценария и режиссер Айназ Турдуматова, Кыргызско-Турецкий университет “Манас”, Кыргызстан), признан Лучшим неигровым учебным фильмом. В этой истории старший брат-подросток отвечает за своих младших – сестру, брата. И за бабушку. Занимается живностью, корову отгоняет, выполняет тяжелую мужскую работу. А еще и уроки! Эта его неспешная жизнь учит ответственности. Все просто. Обычный сельский дом, родители приезжают на короткое время и опять с грустью покидают семью. Хорошо, что детям можно увидеть маму в айфоне. Настроение в изображении соответствует общей грусти.

“Чудо-девочки” (режиссер Анастасья Дабровска, Селезский университет в Катовицах, Польша) – Лучший игровой учебный фильм. Психологически точный этюд. Живут вместе младшая сестра и старшая, а мама в Германии, разговаривают с ней по скайпу. У старшей – вечеринка, младшая за всеми убирает. Типичная провинциальная крохотная квартирка. Молодежь танцует. Здесь же парень старшей сестры, он помогает маленькой девочке. Старшая раздражена этим. Что-то делает назло. А парень-то правильный Младшая от дыма и тесноты, от переживаний теряет сознание. Общий испуг… Может он что-то поменяет в сознании старшей?

Фильм Романа Померанцева из Петербурга “Литвяков к человеку” возвращает нас вместе с режиссером Михаилом Литвяковым к знаменитой “новой волне” документального кино на Ленинградской студии документальных фильмов. Мое поколение это помнит. Людмила Станукинас и Павел Коган, Ирина Калинина (жена Михаила Литвякова), еще совсем молодой Виктор Косаковский. Тогда их кинокамеры действительно обратились к человеку! И созданный в 1989 году по инициативе Литвякова международный кинофестиваль “Послание к человеку” по сей день радует нас. Фильм замечательно придуман и изобретательно снят. Отличный текст за кадром. Операторская работа (И.Миклин, А.Хромов) – с петербуржским настроением, изысканностью.

Анимационный конкурс был очень разнообразным и по технике, и по сценарным замыслам. Лучшей среди учебных признана картина “Здравствуйте, родные” Александра Васильева (Школа-студия “Шар”). Об этой картине с неожиданным ходом в ярком сценарии, интересной режиссурой “ЭС” уже писала (см. №20, 2019). Не оставлена без внимания (Специальный диплом жюри “за хорошую шуточку”) дебютантка Алена Томилова с “Шуточкой”, где она режиссер, аниматор, художник. С музыкой Дмитрия Кабалевского. В традициях знаменитой уральской анимации (УрГАХУ, класс педагога Оксаны Черкасовой).

Практикум фестиваля организован был в необходимых сегодня факультативах. Прошли занятия-семинары для студентов киношкол, воркшопы: режиссера-аниматора, художника Радостины Нейковой (Болгария); режиссера, продюсера, видеохудожника, Почетного президента видеофестиваля города Канска Андрея Сильвестрова и оператора Даниила Фомичева (“Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов”). Кроме того, лаборатория документального кино, которую вела Анисия Борисенко, выпускница Школы Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Программа их Школы – в знакомстве с фестивалем “Рудник” в Свияжске, под Казанью. Комментировала ее продюсер, куратор этой же Школы Елизавета Воробьева. Спецпоказы фильмов, получивших признание на фестивалях в России и за рубежом, Дни грузинского кино. Лекции Джонатана Марлоу “Семинар Флаэрти” (США) и Алексея Медведева, критика, журналиста, переводчика, программного директора кинофестивалей “Зеркало”, “Край света”, “Послание к человеку”. Лекция Алексея Медведева – “Мокьюментари в эпоху постправды”. Мокьюментари (первый фильм ВВС такого направления – “Урожай спагетти”, 1957) – фальшивое документальное кино, произведением данного вида кинематографа не являющееся.

Историк анимации, шеф-редактор “Союзмультфильма”, создатель “Энциклопедии отечественной мультипликации”, художественный руководитель Национальной анимационной премии “Икар” Сергей Капков назвал свою лекцию “Мастера дуракаваляния”. А среди специальных событий – выставка фотографий Юрия Мечитова, которого называют фотолетописцем Грузии. Мечитов был фотографом на “Грузия-фильм” и работал с режиссером Сергеем Параджановым.

И это не все!

Международная конференция “Эффект художественной достоверности”: организаторы – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Уральский гуманитарный институт, кафедра истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры, Свердловский областной Союз кинематографистов. Питчинг анимационных проектов. Презентационные программы Университета кино Конрада Вольфа (представлена профессором этого Университета, режиссером-аниматором Гилом Алкабецом); кинокритика, специалиста по азиатскому кино Сергея Анашкина “Новое якутское кино”.

Из Польши – программа студии “Се-Ма-Фор”, о которой рассказал основатель и продюсер студии Збигнев Жмудзки. Историей создания и программой Фестиваля туристического кино 2019 года (Чивита-веккья, Италия) поделился его технический директор Франческо Капуано. У него интересная специальность – “Сохранение культурного наследия”. Получив ее в Неаполитанском университете, Капуано защитил диссертацию по кинематографии и принял участие в создании нескольких итальянских и международных фестивалей, на которых был и членом жюри.

В специальных проектах – презентация книги известного искусствоведа, историка кино Евгения Марголита “В ожидании ответа. Отечественное кино. Фильмы и их люди”.

Наконец, главный подарок – встреча и мастер-класс европейского режиссера Ульриха Зайдля. Его ждали на “Кинопробе” четыре года! И вот – новогодний подарок молодым кинематографистам. Режиссер с интересом отнесся к нашим вопросам, показал свой первый документальный фильм “Метр в кепке”. Признанный мастер так комментировал эту картину: «После первых показов “Метра в кепке” меня называли “социальным порнографом”. На протяжении десятилетий меня ругали за эксплуатацию исполнителей. Именно те, кто был чем-то недоволен, не могли смириться с “уродством” исполнителей: будь то их лишний вес или бедная квартира… Но у меня не было сложностей с моими исполнителями ни во время работы над фильмом, ни после. Это проблемы критиков, а не мои». И это говорит выдающийся режиссер, который никогда не унижал достоинства своих героев. Ни в игровом, ни в документальном кино. А за студенческий фильм “Бал” был отчислен из Венской киноакадемии.

“Топливо” для взлета в профессию есть. “Кинопроба” нашла его.

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 24 за 2019 год.

Print Friendly, PDF & Email